lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 191


потребна, послан был особливый в Новгородский уезд, что, переняв уже на заводах, в действие производит и золу приготовляет; живописному мастерству для делания мозаики, также слесарному и столярному мастерству, без чего при заводах обойтись нельзя, как здесь, так и на заводах у мастеров обучаются. Бисер и пронизи делать трое нарочито обучились, чего прилагаю при сем некоторый опыт бисеру и пронизок, деланных ими из здешних материалов в малых печках, когда в большой печи и горшках составленная и доспелая материя прежде в стволики, а потом в бисер и пронизи переделываться будет, что с Божие помощи в приближающемся майе месяце в действие произведено быть имеет.

Самых способных молодых крестьян Ломоносов отбирал для обучения более сложному делу. Так, например, было с Игнатом Петровым. 14 февраля 1755 года Ломоносов подал следующее доношении в Академическую канцелярию: Желаю я человека моего Игната Петрова обучать при Академии барометренному и термометренному художеству, которое потребно для дела разных касающихся до того художества на моей бисерной фабрике вещей. Того ради Канцелярия Академии наук да благоволит указать объявленного человека моего Игната Петрова подмастерью Ивану Беляеву тому художеству обучать на моем коште. Около девяти месяцев И. Петров постигал секреты барометренного и термометренного художества под руководством Ивана Ивановича Беляева 1710-1786, лучшего специалиста по оптическому делу, одного из тех, кто принес общеевропейскую славу мастерским Петербургской Академии наук. Вернувшись в Усть- Рудицу, И. Петров полгода работал на фабрике, а затем в апреле 1756 года был вновь направлен Ломоносовым и вновь за его счет теперь уже в Рисовальную палату к живописному мастеру Академии Иоганну Эмасу Гриммелю 1703-1759 для обучения рисовальному художеству. Более года проучившись у него, И. Петров окончательно возвращается в Усть-Рудицу и в полной мере показывает свое искусство у разных стеклянных работ и как оптик и как мозаичист. Когда в 1762 1763 годах Ломоносов, намереваясь развить положения, выдвинутые им в Рассуждении о большей точности морского пути работал над усовершенствованием оптических инструментов он поручал И Петрову делать оправки глазных стекол к ним апертуры печи и горшки а однажды доверил весьма ответственное дело лить новое зеркало И Петров стал одним из лучших специалистов в Ломоносовской мастерской мозаичного искусства. Когда шла работа над знаменитой Полтавской баталией он мозаичный набор лучше исправлял чем остальные подмастерья После смети Ломоносова И Петров выполнил его мозаичный портрет, а также портрет великого князя Павла по мнению современников довольно хорошо и похоже Это были последние работы И Петрова местонахождение их в настоящее время неизвестно. Четырнадцать лет с 1754-го по 1768 гол кола Суть Рулитткяя гЪабпика быта закпьтта И Петров успешно постигай секреты ремесла нужного и для большой науки и для большого искусства но странного для крепостного крестьянина Копооского уезда а потом уже став отличным специалистом оптического и мозаичного дела, должен был вернуться к землепашеству.

Если И. Петров был мастеровым- исполнителем, то Матвей Васильев и Ефим Мельников, ученики Академической рисовальной школы, о переводе которых на свою фабрику Ломоносов просил Академическую канцелярию 3 мая 1755 года, предназначались для руководства младшими мозаичистами из крепостных. 11 мая М. Васильев и Е. Мельников канцелярским определением были отпущены к Ломоносову на три года, как и значилось в его прошении. Ломоносов вдвое увеличил им годовой оклад жалованья по сравнению с академическим: вместо 18 рублей из канцелярской казны они стали получать по 36 рублей из Ломоносовских средств кроме того, еще и бесплатный хлеб. Это были молодые люди 2023 лет, из разночинцев: М. Васильев сын матроса, а Е. Мельников сын мастерового Придворной конторы. Интересная и с творческой, и с технологической, и с организационной точек зрения работа, а также неплохое содержание вспомним, что сам Ломоносов в их возрасте получал всего лишь 10 рублей в год все это не могло не побуждать Ломоносовских подмастерьев к раченью и трудам. Они так и остались в Ломоносовской мастерской, год от года совершенствуясь в мастерстве. Росли и их оклады.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика