lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 193


Меценат не совсем точен: деревушка была не одна, как мы помним, и не в 40 душ, а в 211, очевидно, он имел в виду одну только Усть-Рудицкую фабрику. Кроме того, получить привилегию на нее помогал не только И. И. Шувалов, но и тогдашний вице-канцлер граф М. И. Воронцов, о чем свидетельствует Ломоносовское письмо к нему от 25 марта 1753 года из Петербурга в Москву, написанное сразу по возвращении ученого в Академию из Белокаменной: Дай господи Вам столько здравия, сколько Вы милости и снисходительства мне оказали. Равно как и немедленный уже 4 апреля ответ М. И. Воронцова: Благодарствую за доброе Ваше о мне напоминание, а паче радуюсь, что Вы о доброхотстве моем к Вам уверены, и желаю, чтоб впредь лучше и в самом деле мог Вас удостоверить, что я завсегда пребываю Ваш доброжелательный слуга.

Но в главном И. И. Шувалов был, безусловно, прав. Ломоносов действительно пропадал в Усть-Рудице часто и надолго впрочем, по всей форме отпрашиваясь у Канцелярии. Если попытаться в современных категориях определить обязанности, возложенные на себя Ломоносовым в Усть-Рудице, то можно сказать, что он был и автором проекта, и прорабом, а потом и директором, и главным инженером, и главным технологом, и заведующим конструкторским бюро, и заведующим художественными мастерскими, и главным снабженцем фабрики, и наставником фабричной молодежи.

Основное оборудование фабрики разместилось в здании лаборатории. Это были: печь на 15 пуд материи, Калечица, три финифтяные печи, пережигательная и плавильная печи, бисерная печь о шести устьях с буферами; всего девять печей. Прежде чем попасть в печи, исходные материалы растирались, а также измельчались путем толчения. В больших объемах растирание производилось посредством механизмов, которые приводились в движение водяным колесом. Но полностью механизировать эту работу не удалось, и на Ломоносовской фабрике, естественно, применялся и ручной труд для толчения мастики. Этой цели служили Игори чугуны ступы с чугунными же пестами весом до двух пудов. Для перетирки мастики использовались простые стеклянные ступки. Во время стекловарения, а также в ходе мозаичного набора в дело употреблялось множество других инструментов: железные щипцы, сковороды, уполовники железные длиной 2, 5 аршина, ухваты железные, которыми горшки ставят в печь и вынимают из печи, ножи малые для очищения мастики, кочерги, крючья, шилья и т. п.

Фабрика производила различную стеклянную продукцию, которую предполагалось немедленно реализовывать, чтобы окупить затраты и немалые. Прежде всего это был бисер, при производстве которого Ломоносов стремился к тому, чтобы он был ровен, чист и покатист. Кроме того, фабрика выпускала стеклярус в большом количестве. Причем Ломоносов нашел способ производить алый стеклярус, чего не могли добиться западноевропейские поставщики от своих мастеров. К тому же это был скорый способ: в Усть-Рудице выделывалось до 2 пудов стекляруса в полугодие в 17481762 годах ввоз стекляруса из-за границы колебался от 7 фунтов до 29 пудов. Ломоносов всерьез предполагал конкурировать с зарубежными предпринимателями.

Со временем фабрика стала выпускать разнообразную стеклянную посуду и другую, необходимую в быту продукцию: кружки, стаканы, подносы, табакерки для нюхательного табака, чашки, штофы, чернильницы с песочницами, пуговицы, подвески к серьгам, бусы, литые столовые доски и т. п. Причем Ломоносов добился небывалого разнообразия цветовых оттенков при производстве всех этих изделий до него на русских заводах изготовлялось лишь белое, синее и зеленое стекло.

Сделавшись фабрикантом, Ломоносов неминуемо должен был внедриться и в такую далекую от его прежних интересов область, как сбыт по возможности выгодный готовой продукции. Погашать задолженности и выпрашивать отсрочки в погашении становилось все труднее. В сентябре 1757 года он подал в Контору Мануфактур-коллегии прошение на имя императрицы о разрешении открыть в Петербурге лавку для продажи изделий своей фабрики, объясняя необходимость этого следующими причинами: . . . заводы, мои состоят от Санкт-Петербурга в отдалении и товары суть разных родов, которых всех оптом купцы не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Выставка с редкими работами Малевича открылась в Москве
Не только «Черный квадрат» открывается сегодня в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.
Голодец и Земан открыли в Москве выставку «Сокровища Пражского града»
В церемонии приняли участие зампредседателя Правительства РФ Ольга Голодец и Президент Чехии Милон Земан.
В Гильдии актеров кино соболезнуют в связи со смертью Годовикова
Директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина делилась своими воспоминаниями об актере Николае Годовикове, скончавшимся в Санкт-Петербурге.
Умер 96-летний джазовый музыкант Джон Хендрикс
Джазовый исполнитель Джон Хендрикс скончался в Нью-Йорке в возрасте 96 лет, сообщает The New York Times со ссылкой на его дочь Арью.
Озвучена последняя воля Николая Годовикова
Актер Николай Годовиков, скончавшийся 23 ноября в Санкт-Петербурге, завещал похоронить себя рядом с супругой на Южном кладбище города.
Телеканал «Царьград» прекращает вещание с 1 декабря
Телеканал «Царьград» в связи со сменой формата прекращает телевизионное вещание с 1 декабря. Об этом сообщает сайт самого телеканала.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика