lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 195


Правительствующий Сенат принять, который тогда же у него, Ломоносова, и принят, а ему, Ломоносову, от собрания Правительствующего Сената объявлено, что Сенат таким употребленным его трудом доволен.

Потом последовали заказы весьма, впрочем, немногочисленные от двора. Ломоносов выполняет мозаичные портреты: сестры императрицы, русской цесаревны и герцогини шлезвиг-голштинской Анны Петровны 1708-1728, ее сына, наследника престола, великого князя Петра Федоровича, графа П. И. Шувалова и, конечно же, самой императрицы Елизаветы Петровны пожалуй, наиболее выразительная и совершенная в художественном отношении работа из всей портретной серии Ломоносовских мозаик. Эти произведения, относящиеся ко второй половине 1750-х годов, создавались уже коллективом мозаичистов, о которых говорилось выше, под общим руководством Ломоносова.

Недостаток в заказах не мог не тревожить. Осенью 1757 года Ломоносов подает на имя Елизаветы прошение об обеспечении фабрики государственными заказами. Это прошение может служить лишним подтверждением того, как неразрывно личный интерес его был связан с общественным, насколько учитывал он национально-государственные культурные потребности. Необходимость изыскивать средства на погашение ссуды, взятой в Мануфактур- коллегии, зарождает в его уме художественные и просветительские идеи, весьма актуальные для XVIII века, но получившие свое полное развитие и распространение в искусстве и архитектуре лишь в XX веке. Внешне в Ломоносовском прошении все, казалось бы, вплотную связано с сиюминутными потребностями и обстоятельствами: . . . оными неувядающими цветами то есть мозаикой. Е. Л. могу и желаю я, нижайший, как для церквей Божиих святые образы, так и для других публичных строений изображать на моих заводах лица и дела великих ваших предков, lt; . . . gt; которое дело производить имею по данным оригиналам или рисункам со всяким требуемым совершенством за надлежащую цену. Но стоит обратить внимание: мысль об украшении публичных строений картинами дел предков Елизаветы это мысль, высказанная не столько верноподданным, сколько просветителем художником и историком одновременно. В сознании Ломоносова уже созрела целая программа творческих начинаний, связанная с именем Петра I которую он не замедлит детально изложить через год с небольшим. Что же касается самой идеи украшения публичных строений мозаиками, то она будет претворена в жизнь именно лишь в XX веке в размерах поистине грандиозных.

По определению Сената от 3 октября 1757 года, Академическая канцелярия должна была, рассмотри, оную мозаическую работу освидетельствовать. Месяц спустя группа художников- немцев, возглавляемая академиком Я. Я. Шмелином, представила следующий, лестный для авторского самолюбия Ломоносова отзыв: Понеже. . . со удивлением признавать должно, что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств, под всемилостивейшею державою е. и. в. процветающими, и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло. Получив этот отзыв, Сенат постановил в Канцелярию от строений и в прочие места, где публичные здания со украшением строятся lf et послать указы чтоб его Ломоносова для убирания оных где потребно будет мозаикою за надлежащую цену призывать Впрочем ни одно государственное учреждение не призвало Ломоносова: убирание зданий мозаикою не стало потребно, тратить деньги на необычное дело никто не решился.

Все это время Ломоносов не переставал размышлять и о тематике будущих мозаичных картин, которые могли украсить публичные здания, коль скоро дело дошло бы до заказов. Среди предков, о которых он говорил в прошении на имя Елизаветы, первым, кто заслуживал монументального живописного воплощения, был, вне всякого сомнения, ее великий отец. Общаясь со своими влиятельными покровителями И. И. Шуваловым, П. И. Шуваловым, М. И. Воронцовым, Ломоносов весь свой ум и энтузиазм употреблял на то, чтобы его идея прославления необычного императора необычным искусством стала в

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика