полном
смысле слова их идеей.
Наконец всесильный
тогда Петр
Шувалов 30 января 1758 года внес в Сенат предложение украсить изнутри
Петропавловский собор мозаичными картинами, которые изображали бы основные
события жизни Петра I, принесшие ему внеевропейскую славу преобразователя
России. Предложение поступило как нельзя более кстати. Начиная с 30 апреля
1756 года, когда молния, ударившая в шпиль колокольни Петропавловского собора,
вызвала пожар и причинила серьезный ущерб всему зданию, шли поиски наиболее
оптимального проекта его восстановления. Четыре проекта, представленные за
это время, были отклонены. На сей раз Сенат рекомендовал Академической
канцелярии сочинить прожект, снесшись с ним, советником Ломоносовым, для
способного сочинения, таки ж дабы он мог сочинить между тем смету. Такая
рекомендация была уже как нельзя более кстати для самого Ломоносова: всего за
четыре дня до обсуждения в Сенате предложения П. И. Шувалова, 26 января 1758
года, Мануфактур-контора отказала Ломоносову в отсрочке возврата ссуды.
Однако в Академии рассудили за благо
не отдавать
украшение Петропавловского собора на откуп одному Ломоносову, Академик
Я. Шмелин,
ведавший всеми художественными службами Академии, и свой проект составил, и
еще трем художникам предложил сделать то же самое: живописцу
Д. Валериана, скульптору
И. Х. Дукеру и архитектору И. Я. Шумахеру который, кстати, в 1756 году
отрешен
был от академической службы за пьянство. И все-таки из пяти проектов
пятый Ломоносовский
Сенат 7 апреля 1758 года выбрал проект Ломоносова и поручил ему, яко
изобретателю мозаики и всего вышеописанного украшения, возглавить работы по
возведению монумента. Сенат утвердил и Ломоносовскую смету: Для строения того
всего по описанию и по смете его, Ломоносова, деньги 148 682 руб. , разделяя
ровно на 6 частей, выдавать погодно из Штатс-конторы. Впрочем, решение
Сената подлежало утверждению императрицей. Только после этого Штатс-контора
начала бы финансировать работы. Дело затянулось еще на два года. Двор
колебался. Смета казалась слишком высокой, и в условиях начавшейся Семилетней
войны лишних полтораста тысяч рублей сыскать было непросто. Но, с другой
стороны, именно в эту пору воздвигнуть небывалый памятник Петру I означало бы
поднять политический престиж петербургского двора в глазах всей Европы. Так
или иначе, поскольку дело затянулось, над Ломоносовым нависла угроза
принудительного взыскания ссуды, выданной ему в свое время Мануфактур-конторой.
Мучительной была для него и мысль о том, что грандиозный творческий замысел
его оставался невоплощенным. Он страдал и как предприниматель, которому
грозило банкротство, и как художник, которого лишили возможности выпестовать
свое детище
А замысел был и
впрямь
грандиозен: Среди Петропавловского собора, под куполом, поставить гробницу на
возвышении, подымающемся ступенями и уступами. Около оная колоннад из четырех
пар столбов со всеми украшениями римского ордена, без особливых
пьедесталов; на
оном возвышении тумб, украшенный гирляндами, содержит на себе гробницу, на
которой статуя отходящего от света Петра Великого в вечность одною рукою указует
кверху, другою подымает под плече; по другую сторону гениус, российское
желание являющий, на шаре, российский свет представляющем, удержать его
тщится за руку прискорбным видом; герой, отходя бодрым видом, ступает ногою
на облако, а на гениуса оглянувшись, оставляет ему щит с изображенным на нем
солнцем, яко защититесь, купно и просветитель.
По четырем
сторонам монумента
Ломоносов предполагал поставить аллегорические статуи: Правосудие, Премудрость,
Мужество и Милосердие. Ниже, при ступенях должны были помещаться четыре
скульптурные группы: 1. две женские сидячие статуи: Россия и Благодарность с
их признаками, якобы между собою разговаривающие. 2. Воспоминание и
Удивление в таком же виде. 3. Просвещение, опровергающее
Варварство. 4. Трудолюбие,
одолевающее Зависть. Между этими скульптурными группами, на цоккеллях то
есть в нижней, цокольной части, должны были встать четыре гениуса,