определил
выдать ему, Ломоносову, 6000 рублей в счет сметной суммы.
Только теперь Ломоносов получил
возможность
расплатиться с Мануфактур-конторой и начать наконец работу над созданием
мозаичной панорамы жизни и дел Петра I. После этого Ломоносову было положено
выдавать по 13 460 рублей 68 копеек ежегодно. Впрочем, эта годовая сумма была
выдана ему полностью только однажды а 1763 году.
Первой картиной
для внутренних
стен Петропавловского собора была намечена Левенгауптская баталия, которую
предполагалось набирать с оригинала славного живописного мастера
Натиера. Француз
Жан-Марк Антье 1685-1776 написал свою картину Битва при Лесной в 1717 году ныне
она хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в
Москве. Долгое
время ее считали изображением битвы под Полтавой, но Ломоносов, как
видим, точно
знал, какое событие живописал французский художник. Впрочем, тогда же, в
1761 году, Ломоносов приступил к работе над знаменитой Полтавской
баталией, отложив
первоначальное намерение изобразить поражение Левенгаупта при деревне Лесной а
впоследствии и отказавшись от него вовсе.
Как
свидетельствовал Ломоносов,
с 1762 г. , майя с последних чисел, началось действительное мозаикою
ставлепио
первой картины Полтавская победа.
Лицо самой главной
особы, Петра
I, было нарисовано для картины с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с
самого лица блаженный памяти великого государя, каков есть восковой портрет в
Кунсткамере.
Ломоносов хотел быть не только вдохновенным, но по возможности и
документально точным художником, когда дело шло о Петре I. То же самое можно
сказать и о птенцах гнезда Петрова, изображенных на картине. Голову Петра, а
также облики Я. В. Брюса, Б. П. Шереметева, М. М. Голицына набирали
знакомые нам талантливые мастера Матвей Васильев и Ефим Мельников. Остальные
мозаичисты, среди которых были и усть-рудицкие крестьяне все тот же Игнат
Петров, Андрей Никитин, Федор Петров и др. , набирали все, кроме лиц. В
начале 1763 года дело шло уже о приведении к совершенному окончанию мозаичной
великой картины Полтавская баталия, о строении к оной картине позолоченных рам.
Ломоносов предполагал закончить ее ко дню годовщины Полтавской победы 27 июня
1763 года, но по
разным причинам работа затянулась. 9 мая 1764 года Ломоносов сообщал
М. И. Воронцову:
Мозаичное изображение Полтавской победы уже в марте месяце составлением
окончено и теперь на месте отшлифовывается. И лишь за три месяца до смерти
Ломоносова, в январе 1765 года, Полтавская баталия была отполирована и
вставлена в медную позолоченную раму.
Из других
мозаичных картин
петровского цикла Ломоносову не удалось создать ни одной. Причем картина
Азовское
взятие была уже начата набором, а еще к четырем Начало государевой службы в
малолетстве, Сообщение с иностранными, Спасение из Риги, Ангусская морская
победа были сделаны подробные эскизы. Работа над ними так же. впрочем, как
и над Полтавской баталией была затруднена переменами при дворе, последовавшими
после смерти Елизаветы в 1761 году, а потом и пресеклась вовсе смертью самого
Ломоносова.
Сошли со сцены
Ломоносовские
покровители, ценители мозаичного искусства М. И. Воронцов, Иван и Петр
Шуваловы. Пришли новые люди. Президент Академии художеств при Екатерине II
Иван
Иванович Бецкой 1704-1795, который еще возглавлял и Канцелярию от
строений, ведая
мозаику, пришел к выводу, что сама идея убранства Петропавловского собора
мозаичными украшениями порочна и что Ломоносовским картинам в том соборе быть
неприлично. Работы в Ломоносовской мастерской были приостановлены. Фабрику в
1768 году закрыли. Крепостных мозаичистов вновь обратили в хлебопашество, а
мастера из вольных с 1769 года остались не у дел. И те и другие никому не
смогли передать своего мастерства. Когда в 1786 году Контора строений, с
одобрения И. И. Бецкого, окончательно вознамерилась перевести Ломоносовских
мастеров
в другое правление выяснилось что переводить уже некого из всех кто начинал с
Ломоносовым в живых остался только престарелый шурин его Иван Андреевич
Цильх. Полтавская
баталия оказалась заброшенной в неприглядном сарае. . .