lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 200


определил выдать ему, Ломоносову, 6000 рублей в счет сметной суммы.

Только теперь Ломоносов получил возможность расплатиться с Мануфактур-конторой и начать наконец работу над созданием мозаичной панорамы жизни и дел Петра I. После этого Ломоносову было положено выдавать по 13 460 рублей 68 копеек ежегодно. Впрочем, эта годовая сумма была выдана ему полностью только однажды а 1763 году.

Первой картиной для внутренних стен Петропавловского собора была намечена Левенгауптская баталия, которую предполагалось набирать с оригинала славного живописного мастера Натиера. Француз Жан-Марк Антье 1685-1776 написал свою картину Битва при Лесной в 1717 году ныне она хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Долгое время ее считали изображением битвы под Полтавой, но Ломоносов, как видим, точно знал, какое событие живописал французский художник. Впрочем, тогда же, в 1761 году, Ломоносов приступил к работе над знаменитой Полтавской баталией, отложив первоначальное намерение изобразить поражение Левенгаупта при деревне Лесной а впоследствии и отказавшись от него вовсе.

Как свидетельствовал Ломоносов, с 1762 г. , майя с последних чисел, началось действительное мозаикою ставлепио первой картины Полтавская победа.

Лицо самой главной особы, Петра I, было нарисовано для картины с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженный памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере. Ломоносов хотел быть не только вдохновенным, но по возможности и документально точным художником, когда дело шло о Петре I. То же самое можно сказать и о птенцах гнезда Петрова, изображенных на картине. Голову Петра, а также облики Я. В. Брюса, Б. П. Шереметева, М. М. Голицына набирали знакомые нам талантливые мастера Матвей Васильев и Ефим Мельников. Остальные мозаичисты, среди которых были и усть-рудицкие крестьяне все тот же Игнат Петров, Андрей Никитин, Федор Петров и др. , набирали все, кроме лиц. В начале 1763 года дело шло уже о приведении к совершенному окончанию мозаичной великой картины Полтавская баталия, о строении к оной картине позолоченных рам. Ломоносов предполагал закончить ее ко дню годовщины Полтавской победы 27 июня 1763 года, но по разным причинам работа затянулась. 9 мая 1764 года Ломоносов сообщал М. И. Воронцову: Мозаичное изображение Полтавской победы уже в марте месяце составлением окончено и теперь на месте отшлифовывается. И лишь за три месяца до смерти Ломоносова, в январе 1765 года, Полтавская баталия была отполирована и вставлена в медную позолоченную раму.

Из других мозаичных картин петровского цикла Ломоносову не удалось создать ни одной. Причем картина Азовское взятие была уже начата набором, а еще к четырем Начало государевой службы в малолетстве, Сообщение с иностранными, Спасение из Риги, Ангусская морская победа были сделаны подробные эскизы. Работа над ними так же. впрочем, как и над Полтавской баталией была затруднена переменами при дворе, последовавшими после смерти Елизаветы в 1761 году, а потом и пресеклась вовсе смертью самого Ломоносова.

Сошли со сцены Ломоносовские покровители, ценители мозаичного искусства М. И. Воронцов, Иван и Петр Шуваловы. Пришли новые люди. Президент Академии художеств при Екатерине II Иван Иванович Бецкой 1704-1795, который еще возглавлял и Канцелярию от строений, ведая мозаику, пришел к выводу, что сама идея убранства Петропавловского собора мозаичными украшениями порочна и что Ломоносовским картинам в том соборе быть неприлично. Работы в Ломоносовской мастерской были приостановлены. Фабрику в 1768 году закрыли. Крепостных мозаичистов вновь обратили в хлебопашество, а мастера из вольных с 1769 года остались не у дел. И те и другие никому не смогли передать своего мастерства. Когда в 1786 году Контора строений, с одобрения И. И. Бецкого, окончательно вознамерилась перевести Ломоносовских мастеров в другое правление выяснилось что переводить уже некого из всех кто начинал с Ломоносовым в живых остался только престарелый шурин его Иван Андреевич Цильх. Полтавская баталия оказалась заброшенной в неприглядном сарае. . .

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Медведева и Плющенко показали зажигательные танцы на японском ТВ
Российская фигуристка Евгения Медведева выступила на японском телевидении в образе персонажа аниме Сейлор Мун. Видео было опубликовано в Twitter Олимпийского комитета России. Отметим, что Медведева предстала в этом образе не в первый раз.
Глава ДНР Захарченко признал, что «Донбасс убить невозможно»
Глава ДНР Александр Захарченко посетил концерт, на котором выступил российский артист Иосиф Кобзон. Об этом сообщает "Донецкое агентство новостей". По его словам, за три года конфликта стало понятно, что "Донбасс убить невозможно".
«Классика на Дворцовой» собрала звезд мировой оперы
В честь Дня города на Дворцовой площади состоялось шоу «Классика на Дворцовой». Перед петербуржцами выступили солисты «Ла Скала», Королевского театра в Ковент-Гардене, Метрополитен-оперы, Венской государственной и Парижской оперы.
Гильдия театральных менеджеров заявила о давлении на Юрия Итина
Правление гильдии театральных менеджеров выразило обеспокоенность информационным давлением на Юрия Итина, экс-гендиректора "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова.
Юный пермяк может поехать на «Детское Евровидение»
У мамы Кирилла несколько судимостей, а отец оставил его. Победителей конкурса определяли зрители НТВ через СМС-голосование. Теперь Кирилл Есин поедет на отборочный тур конкурса «Детское Евровидение» в ноябре этого года.
Юные рязанки попали в национальный отбор «Детского Евровидения-2017»
Рязанская группа «Кудри» попала в национальный отбор «Детского Евровидения-2017». Об этом сообщается в сообществе коллектива "ВКонтакте".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика