lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 200


определил выдать ему, Ломоносову, 6000 рублей в счет сметной суммы.

Только теперь Ломоносов получил возможность расплатиться с Мануфактур-конторой и начать наконец работу над созданием мозаичной панорамы жизни и дел Петра I. После этого Ломоносову было положено выдавать по 13 460 рублей 68 копеек ежегодно. Впрочем, эта годовая сумма была выдана ему полностью только однажды а 1763 году.

Первой картиной для внутренних стен Петропавловского собора была намечена Левенгауптская баталия, которую предполагалось набирать с оригинала славного живописного мастера Натиера. Француз Жан-Марк Антье 1685-1776 написал свою картину Битва при Лесной в 1717 году ныне она хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Долгое время ее считали изображением битвы под Полтавой, но Ломоносов, как видим, точно знал, какое событие живописал французский художник. Впрочем, тогда же, в 1761 году, Ломоносов приступил к работе над знаменитой Полтавской баталией, отложив первоначальное намерение изобразить поражение Левенгаупта при деревне Лесной а впоследствии и отказавшись от него вовсе.

Как свидетельствовал Ломоносов, с 1762 г. , майя с последних чисел, началось действительное мозаикою ставлепио первой картины Полтавская победа.

Лицо самой главной особы, Петра I, было нарисовано для картины с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженный памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере. Ломоносов хотел быть не только вдохновенным, но по возможности и документально точным художником, когда дело шло о Петре I. То же самое можно сказать и о птенцах гнезда Петрова, изображенных на картине. Голову Петра, а также облики Я. В. Брюса, Б. П. Шереметева, М. М. Голицына набирали знакомые нам талантливые мастера Матвей Васильев и Ефим Мельников. Остальные мозаичисты, среди которых были и усть-рудицкие крестьяне все тот же Игнат Петров, Андрей Никитин, Федор Петров и др. , набирали все, кроме лиц. В начале 1763 года дело шло уже о приведении к совершенному окончанию мозаичной великой картины Полтавская баталия, о строении к оной картине позолоченных рам. Ломоносов предполагал закончить ее ко дню годовщины Полтавской победы 27 июня 1763 года, но по разным причинам работа затянулась. 9 мая 1764 года Ломоносов сообщал М. И. Воронцову: Мозаичное изображение Полтавской победы уже в марте месяце составлением окончено и теперь на месте отшлифовывается. И лишь за три месяца до смерти Ломоносова, в январе 1765 года, Полтавская баталия была отполирована и вставлена в медную позолоченную раму.

Из других мозаичных картин петровского цикла Ломоносову не удалось создать ни одной. Причем картина Азовское взятие была уже начата набором, а еще к четырем Начало государевой службы в малолетстве, Сообщение с иностранными, Спасение из Риги, Ангусская морская победа были сделаны подробные эскизы. Работа над ними так же. впрочем, как и над Полтавской баталией была затруднена переменами при дворе, последовавшими после смерти Елизаветы в 1761 году, а потом и пресеклась вовсе смертью самого Ломоносова.

Сошли со сцены Ломоносовские покровители, ценители мозаичного искусства М. И. Воронцов, Иван и Петр Шуваловы. Пришли новые люди. Президент Академии художеств при Екатерине II Иван Иванович Бецкой 1704-1795, который еще возглавлял и Канцелярию от строений, ведая мозаику, пришел к выводу, что сама идея убранства Петропавловского собора мозаичными украшениями порочна и что Ломоносовским картинам в том соборе быть неприлично. Работы в Ломоносовской мастерской были приостановлены. Фабрику в 1768 году закрыли. Крепостных мозаичистов вновь обратили в хлебопашество, а мастера из вольных с 1769 года остались не у дел. И те и другие никому не смогли передать своего мастерства. Когда в 1786 году Контора строений, с одобрения И. И. Бецкого, окончательно вознамерилась перевести Ломоносовских мастеров в другое правление выяснилось что переводить уже некого из всех кто начинал с Ломоносовым в живых остался только престарелый шурин его Иван Андреевич Цильх. Полтавская баталия оказалась заброшенной в неприглядном сарае. . .

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика