учебных
заведениях подобного рода.
На этих трех
факультетах
должно быть не меньше двенадцати профессоров. На юридическом три: 1 профессор
всей юриспруденции вообще естественное право, право народов, римское право, 2
профессор юриспруденции российской, 3 профессор политики политическая история
и современные межгосударственные отношения. На медицинском три: 1 доктор и
профессор химии, 2 натуральной истории, 3 анатомии. На философском шесть: 1
профессор философии, 2 физики, 3 оратории теория и история ораторского
искусства, 4 поэзии теория и история поэзии, 5 истории, 6 древностей и
критики то есть археологии.
Кроме
того, Ломоносов
настаивает на создании университетской гимназии, способной готовить для нее
будущих студентов: При Университете необходимо должна быть Гимназия, без
которой Университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко
здесь предложить, но времени краткость возбраняет.
Ломоносов
определенно
чувствует, что Шувалову не терпится поскорее закончить начатое дело и сорвать
быстротечную славу создателя первого русского университета по примеру
европейских. Поэтому он хочет сам обстоятельно и серьезно довести задуманное
до кондиции: Не в указ вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы
после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый
полный план предложить могу. . .
Шувалов обождать
не захотел. Уже
19 июля 1754 года он представил в Сенат окончательный проект
университета, который
тогда же был принят и направлен на конфирмацию Елизавете. В основе его лежал
Ломоносовский
документ пятый параграф шуваловского проекта университетского устава почти
дословно повторяет то место из цитированного письма Ломоносова, где говорится
о распределении профессоров по кафедрам. Изменения, внесенные
Шуваловым, свелись
к сокращению числа кафедр с двенадцати до десяти кафедра поэзии соединилась с
кафедрой красноречия, а кафедра древностей с кафедрой истории и к введению
нового предмета геральдики науки о гербах княжеских и дворянских
родов, городов
и земель. 12 января 25 января по новому стилю 1755 года, в Татьянин
день, императрица
подписала ломоносовско-шуваловский проект, который отныне стал именоваться
Указом
об учреждении в Москве университета и двух гимназий. Этим же указом
И. И. Шувалов
был назначен куратором университета.
Как
видим, Ломоносовская
мысль о необходимости гимназии при университете была принята
Шуваловым. Ломоносов,
со своей стороны, сдержал слово, данное в письме к меценату, и в
течение, правда,
не полдесятка дней, а примерно двух-трех месяцев разработал целый полный план
гимназического обучения. Проект регламента Московских Гимназий, законченный
Ломоносовым в период между подписанием Указа об учреждении 12 января и
торжественным открытием университета 26 апреля, тоже был использован Шуваловым
теперь уже при составлении инструкции первому директору Московского
университета А. М. Аргамаков ум. 1757.
Идея раздельного
обучения
детей дворян и разночинцев, положенная в основу проекта, не принадлежит
собственно Ломоносову: она была узаконена Указом от 12 января, в котором
говорится о двух гимназиях. Ломоносову пришлось исходить из нее, хотя сам он
выступал против всякой кастовости при обучении. Во всем же остальном Проект
регламента Московских Гимназий представляет собою явление выдающееся, резко
индивидуальное в тогдашней педагогике, основополагающее для всего дальнейшего
процесса народного образования в России.
В
этом документе подробно разработаны
не только общие принципы первоначального обучения, но и мельчайшие подробности,
касающиеся обеспечения, быта, поощрения и наказаний учеников и т. д. Проект
состоит из семи разделов: 1. О приеме школьников в Гимназию, 2. О содержании
жалованных школьников то есть находящихся на казенном жалованье: всего таких
учеников должно было быть пятьдесят, 3. О наставлении школьников, 4. О
экзерцициях гимназических то есть о классных и домашних занятиях,