lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 224


5. О экзаменах, произведениях и выпусках школьников, 6. О книгах, по которым обучать в школах, 7. О награждениях и наказаниях.

Информационный взрыв, потрясший на рубеже XVII-XVIII веков европейскую и в особенности русскую культуру, был не менее мощным, чем тот, который переживаем мы в XX веке. Применительно к задачам школьного образования основную проблему, возникающую в связи с этим важным обстоятельством, можно определить так: не раздавить юное сознание обилием новых фактов, но внедрить в него самое необходимое, чтобы дальнейшее его, уже во многом самостоятельное, развитие шло не вопреки, а в соответствии с возросшим средним уровнем научных сведений и представлений эпохи. Вот почему, говоря о наставлении гимназистов, Ломоносов специально подчеркивает: . . . при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство.

Ломоносов составляет табель по школам и классам, то есть поденное расписание поутру и ввечеру по три часа нижнего, среднего и верхнего классов. Он указывает круг предметов, необходимых в гимназиях: арифметику, геометрию, географию, философии первые основания. Большое внимание уделено преподаванию языков: кроме латинского, который наряду с русским был основным, школьники смотря по остроте, по летам и по охоте должны были изучать немецкий, французский, английский, итальянский. Причем Ломоносов считал, что в гимназиях обучение языкам необходимо отличать от гувернерского натаскивания: Сим языкам обучать не так, как обыкновенно по домам принятые информаторы одною практикою, но показывать и грамматические правила. Притом излишнем оных множеством не отягощать, особливо сначала практику употреблять прилежно, слова и разговоры твердить, упражняться в переводах и сочинениях.

Преподавание литературы Ломоносов строит во многом в соответствии со своим личным опытом на основе сочетания традиционных приемов и источников с новыми методами и новым материалом: . . . в первом классе обучать российской грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь, потом заповеди просто. . . Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и проучивать читать печать гражданскую. Во втором и третьем классах школьники должны были проходить в прозе и в стихах российские сочинения, те особливо, которые. . . к знатному исправлению российского штиля на свет вышли. При этом Ломоносов особо подчеркивает необходимость для гимназистов прилежно читать славянские книги церковного круга и их держаться как великого сокровища, из которого знатную часть великолепия, красоты и изобилия великороссийский язык заимствует мысль, которую он вскоре разовьет в одном из самых главных своих филологических произведений.

Детально был продуман Ломоносовым список литературы для латинских классов. Сюда он включил, по мере приближения к концу обучения, Разговоры Эразма Роттердамского, избранные сочинения Цицерона, Корнели Лепота, Светония, Курия, Вергилия, Горация, Овидия, Тита Ливия, Тацита и др. Из немецких писателей Ломоносов рекомендовал Готшеда, Мосгейма, Конница, Гюнтера и др. , из французов Фенелона, Мольера и Расина.

Преподавание первых оснований нужнейших наук Ломоносов предлагал вести, опираясь на пособия своего марбургского учителя Вольфа. Для этого он планировал во втором классе употреблять из Волова сокращения Арифметику и Геометрию которые нарочно с немецкого перевесить и напечатать. Логику, метафизику, физику должно было преподавать по Ломоносовскому переводу Вольфианской физики Тюммига, вышедшему еще в 1746 году.

Для управления учебным процессом Ломоносов вводит свою систему отметок, наказаний и поощрений. Отметки предполагались следующие: 1. В. И. все исполнил, 2. Н. У. не знал уроку, 3. Н. Ч. У. не знал части уроку, 4. 3. У. Н. Т. знал урок нетвердо, 5. Н. 3. не подал задачи, 6. X. 3. худа задача, 7. Б. Б. болен, 8. X. не был в школе, 9. В. И. С. все исполнил с избытком, 10. Ш. шабаш. Наказания

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Медведева и Плющенко показали зажигательные танцы на японском ТВ
Российская фигуристка Евгения Медведева выступила на японском телевидении в образе персонажа аниме Сейлор Мун. Видео было опубликовано в Twitter Олимпийского комитета России. Отметим, что Медведева предстала в этом образе не в первый раз.
Глава ДНР Захарченко признал, что «Донбасс убить невозможно»
Глава ДНР Александр Захарченко посетил концерт, на котором выступил российский артист Иосиф Кобзон. Об этом сообщает "Донецкое агентство новостей". По его словам, за три года конфликта стало понятно, что "Донбасс убить невозможно".
«Классика на Дворцовой» собрала звезд мировой оперы
В честь Дня города на Дворцовой площади состоялось шоу «Классика на Дворцовой». Перед петербуржцами выступили солисты «Ла Скала», Королевского театра в Ковент-Гардене, Метрополитен-оперы, Венской государственной и Парижской оперы.
Гильдия театральных менеджеров заявила о давлении на Юрия Итина
Правление гильдии театральных менеджеров выразило обеспокоенность информационным давлением на Юрия Итина, экс-гендиректора "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова.
Юный пермяк может поехать на «Детское Евровидение»
У мамы Кирилла несколько судимостей, а отец оставил его. Победителей конкурса определяли зрители НТВ через СМС-голосование. Теперь Кирилл Есин поедет на отборочный тур конкурса «Детское Евровидение» в ноябре этого года.
Юные рязанки попали в национальный отбор «Детского Евровидения-2017»
Рязанская группа «Кудри» попала в национальный отбор «Детского Евровидения-2017». Об этом сообщается в сообществе коллектива "ВКонтакте".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика