lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 224


5. О экзаменах, произведениях и выпусках школьников, 6. О книгах, по которым обучать в школах, 7. О награждениях и наказаниях.

Информационный взрыв, потрясший на рубеже XVII-XVIII веков европейскую и в особенности русскую культуру, был не менее мощным, чем тот, который переживаем мы в XX веке. Применительно к задачам школьного образования основную проблему, возникающую в связи с этим важным обстоятельством, можно определить так: не раздавить юное сознание обилием новых фактов, но внедрить в него самое необходимое, чтобы дальнейшее его, уже во многом самостоятельное, развитие шло не вопреки, а в соответствии с возросшим средним уровнем научных сведений и представлений эпохи. Вот почему, говоря о наставлении гимназистов, Ломоносов специально подчеркивает: . . . при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство.

Ломоносов составляет табель по школам и классам, то есть поденное расписание поутру и ввечеру по три часа нижнего, среднего и верхнего классов. Он указывает круг предметов, необходимых в гимназиях: арифметику, геометрию, географию, философии первые основания. Большое внимание уделено преподаванию языков: кроме латинского, который наряду с русским был основным, школьники смотря по остроте, по летам и по охоте должны были изучать немецкий, французский, английский, итальянский. Причем Ломоносов считал, что в гимназиях обучение языкам необходимо отличать от гувернерского натаскивания: Сим языкам обучать не так, как обыкновенно по домам принятые информаторы одною практикою, но показывать и грамматические правила. Притом излишнем оных множеством не отягощать, особливо сначала практику употреблять прилежно, слова и разговоры твердить, упражняться в переводах и сочинениях.

Преподавание литературы Ломоносов строит во многом в соответствии со своим личным опытом на основе сочетания традиционных приемов и источников с новыми методами и новым материалом: . . . в первом классе обучать российской грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь, потом заповеди просто. . . Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и проучивать читать печать гражданскую. Во втором и третьем классах школьники должны были проходить в прозе и в стихах российские сочинения, те особливо, которые. . . к знатному исправлению российского штиля на свет вышли. При этом Ломоносов особо подчеркивает необходимость для гимназистов прилежно читать славянские книги церковного круга и их держаться как великого сокровища, из которого знатную часть великолепия, красоты и изобилия великороссийский язык заимствует мысль, которую он вскоре разовьет в одном из самых главных своих филологических произведений.

Детально был продуман Ломоносовым список литературы для латинских классов. Сюда он включил, по мере приближения к концу обучения, Разговоры Эразма Роттердамского, избранные сочинения Цицерона, Корнели Лепота, Светония, Курия, Вергилия, Горация, Овидия, Тита Ливия, Тацита и др. Из немецких писателей Ломоносов рекомендовал Готшеда, Мосгейма, Конница, Гюнтера и др. , из французов Фенелона, Мольера и Расина.

Преподавание первых оснований нужнейших наук Ломоносов предлагал вести, опираясь на пособия своего марбургского учителя Вольфа. Для этого он планировал во втором классе употреблять из Волова сокращения Арифметику и Геометрию которые нарочно с немецкого перевесить и напечатать. Логику, метафизику, физику должно было преподавать по Ломоносовскому переводу Вольфианской физики Тюммига, вышедшему еще в 1746 году.

Для управления учебным процессом Ломоносов вводит свою систему отметок, наказаний и поощрений. Отметки предполагались следующие: 1. В. И. все исполнил, 2. Н. У. не знал уроку, 3. Н. Ч. У. не знал части уроку, 4. 3. У. Н. Т. знал урок нетвердо, 5. Н. 3. не подал задачи, 6. X. 3. худа задача, 7. Б. Б. болен, 8. X. не был в школе, 9. В. И. С. все исполнил с избытком, 10. Ш. шабаш. Наказания

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Умер режиссер Александр Столяров
На 58-м году жизни скончался режиссер-документалист Александр Столяров. Прощание с режиссером состоится 27 июля в морге Городской больницы №23. Об этом сообщается на сайте Союза кинематографистов.
Учителя призвали вырезать сцены с голой грудью из «Матильды»
Председатель общественного совета при министерстве культуры Павел Пожигайло призвал кинорежиссера Алексея Учителя сократить количество откровенных сцен в "Матильде".
Создатель «Симпсонов» выпустят новую анимационную комедию
Создатель культового мультипликационного сериала "Симпсоны" Мэтт Грейнинг планирует снять анимационную комедию для взрослых. Действия нового сериала будут разворачиваться в средневековом королевстве Dreamland.
Юлия Самойлова мечтает выступить на «Евровидении»
Российская певица Юлия Самойлова, которой в этом году не довелось поучаствовать в международном конкурсе "Евровидение", заявила, что мечтает посетить данный музыкальный смотр.
Александр Сокуров приедет в Екатеринбург на фестиваль кино
Работы-конкурсанты будут объявлены в августе, также как и фильмы, которые будут показаны на открытии и закрытии фестиваля. Напомним, праздник российского кинематографа пройдет в Екатеринбурге и семи городах области с 2 по 8 сентября. Вход на все показы фестиваля будет бесплатный.
Объявлена дата премьеры второй «Чудо-женщины»
Объявлена дата премьеры сиквела фильма "Чудо-женщина", передает Entertainment Weekly со ссылкой на студию Warner Bros. Вторая часть выйдет в американский прокат 13 декабря 2019 года. Первая лента была выпущена в 2017 году.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика