lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 226


ученика Ломоносова, которые выступили на торжестве. Антон Алексеевич Барсов 17301791, занявший должность профессора математики и красноречия, обратился к гимназистам с Речью о пользе учреждения императорского Московского университета, в которой в полном соответствии с утилитарными воззрениями века Просвещения поставил перед юными слушателями вопрос: Что может причиною нашего быть благополучия, и отчего оное как действие последовать может И отвечал, что только науки, а из них только философия приобучает разум к твердому познанию истины, чтобы оный напоследок знать мог, в чем наше истинное благополучие заключается. Трудно сказать, до конца ли поняли юные слушатели глубокий смысл речи А. А. Брасова. Но со временем они каждый, правда, на свой манер разобрались в поставленном вопросе и ответили на него всей своей последующей жизнью. Ведь среди них были в тот день одиннадцатилетний Николай Новиков, десятилетний Денис Фонвизин и его девятилетний брат Павел в будущем тоже писатель и один из директоров Московского университета. Был там и шестнадцатилетний Григорий Потемкин. Сюда же следует добавить имя еще одного мальчика, Александра Радищева который через несколько лет поселится в семье первого директора университета А. М. Аргамаков и начнет проходить гимназический курс на дому под руководством университетских профессоров. Это были семена, сулившие могучие всходы, бурный рост и обильный, но трудный урожай, пожинать который придется уже девятнадцатому веку.

Другой и, пожалуй, самый любимый из учеников Ломоносова, блестящий поэт и переводчик Николай Никитич Поповский 1730-1760, ставший профессором философии и элоквенции, произнес торжественную речь, которая одновременно была и первой лекцией по философии, то есть по его основному курсу. В отличие от Брасова он построил свое выступление на более общих основаниях. Ораторское мастерство его в этой Речи, говоренной при начатии философических лекций при Московском университете показывает в нем внимательного читателя Ломоносовской Риторики, а также заставляет вспомнить лучшие страницы Слова о пользе Химии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что около трех месяцев спустя, когда речь Поповского готовилась к напечатанию в академическом журнале Ежемесячные сочинения 1755, август, с. 177- 186, Ломоносов прочитал ее и внес ряд поправок.

Широко и величаво, риторически безупречно развивает Поповский центральный образ своей речи, объясняющий слушателям, что же такое философия и чем она занимается: Представьте в мысленных ваших очах такой храм, в котором вмещена вся Вселенная, где самые сокровеннейшие от простого понятия вещи в ясном виде показываются; где самые отдаленнейшие от очес наших действия натуры во всей своей подробности усматриваются; где все, что ни есть в земле, на земле и под землей, так как будто на высоком театре изображается; где солнце, луна, земля, звезды и планеты в самом точном порядке, каждая в своем круге, в своих друг от друга расстояниях, с своими определенными скоростями обращаются; где и самое непостижимое Божество, будто сквозь тонкую завесу, хотя не с довольною ясности всего непостижимого своего существа, однако некоторым возбуждающим к благоговению понятием себя нам открывает; где совершеннейшее наше благополучие, которого от начала света ищем, но сыскать не можем и по сие время благополучие, всех наших действий внешних и внутренних единственная причина, в самом подлинном виде лицо свое показывает; одним словом, где все то, что только жадность любопытного человеческого разума насыщаться желает, все то не только пред очи представляется, но почти в руки для нашей пользы и употребления предается. Сего толь чудного и толь великолепного храма, который я вам в неточном, но только в простом и грубом начертании описал изображение самое точнейшее есть философия.

В этом панегирике в честь философии влияние Ломоносова прослеживается не только в риторической манере, но и в существе высказываемых идей. Прежде всего это относится к излагаемой чуть ниже мысли Поповского о том, что философию следует преподавать на русском языке, а не на латыни и что русский язык достаточно развит для этого: Что ж касается до изобилия российского языка, в том пред нами римляне похвалиться не могут.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Уилл Смит сообщил о завершении съемок «Плохих парней-3»
Съемки фильма «Плохие парни-3» — третьей части истории детективов Маркуса Бернетта и Майка Лоури ― подошли к концу. Об этом рассказали в соцсетях исполнители главных ролей Уилл Смит и Мартин Лоуренс. Съемочный процесс продлился три месяца.
Мединский дал старт всероссийской акции «Библионочь-2019»
Министр культуры РФ Владимир Мединский дал старт всероссийской акции "Библионочь-2019". Торжественная церемония прошла в Российской государственной библиотеке (РГБ) в Москве, передает корреспондент ТАСС. РГБ стала центральной площадкой акции в этом году.
В 2021 году Пермь станет столицей Всероссийских Дельфийских игр
Сегодня, 18 апреля, во время представления отчета Законодательному собранию Пермского края губернатор Прикамья Максим Решетников заявил о том, что Пермь примет финал Дельфийских игр в 2021 году. Как отметил глава региона, фестивали осваивают новые пространства в крае.
Молодежные Дельфийские игры открылись в Ростове
В ходе состязаний будет разыграно 70 комплектов наград. Пройдут конкурсные испытания по 29 номинациям, а также международная конференция, гала-концерт лауреатов. В этом году в играх появилась новая номинация – защита персональных данных.
Театральная «Библионочь» стартовала в Белгороде
На платформе «Эффективное общение» спикер делился опытом коммуникации с аудиторией, а на первом этаже выступали театральные коллективы: зрители увидели пьесы, спектакли и сценки. Напомним, основная масса мероприятий в рамках «Библионочи» в Белгороде проходит 20 апреля на нескольких площадках.
Постапокалиптический фильм «Эпидемия. Вонгозеро» покажут в кинотеатрах осенью
В фильме снялись Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак, Юрий Кузнецов. В основе сценария – постапокалиптическая история о том, как Москву (и всю страну, а может, и весь мир, как позже выяснится) атакует новый смертоносный вирус.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика