lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 230


этого ни своей свежести, ни своей силы, ни своего риторического изящества. Ломоносов не только указывает вообще на достоинства русского языка, но и показывает их конкретно, в построении собственной речи: Карл Пятый, римский император, говаривал, что шпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие шпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Идеально построенный период. Вчитайтесь: в нем нет ни одного лишнего слова.

Дальше Ломоносов делает характерную и ответственную оговорку: Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в российском слове упражнение о том совершенно уверяет. В течение года после выхода Российской грамматики он как раз и будет занят обстоятельным всего сего доказательством, то есть филологическим обоснованием заявленного тезиса о величии перед всеми в Европе русского языка путем его сравнения с другими об этом несколько ниже.

Наконец, исполнив мощную и одновременно изощренную риторическую увертюру, Ломоносов от образов переходит к понятиям, чтобы выразить все ту же мысль о довольствии и величии русского языка: Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. Эта мысль сквозила в Риторике, об этом говорил Ломоносовский ученик Поповский на открытии Московского университета, теперь она обретает вечную жизнь в печатном слове.

Вступление к книге, написанное в форме посвящения великому князю, Ломоносов завершает педагогическим напутствием читателям: И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному в нем искусству приписывать долженствуем. Кто отпасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющие море. Отважусь в оное, сколько мог я измерить, сочинил малый сей и общий чертеж всея обширности Российскую грамматику, главные только правила в себе содержащую. В последней фразе Ломоносов не интересничает малый сей. . . чертеж сказано всерьез, ибо сказано, по существу, не о том, что сделано, а о том, что предстояло еще сделать. Впрочем, и уже сделанное Ломоносовым не может не изумить проницательностью и новизной его лингвистической мысли.

Российская грамматика стала глубоко новаторским произведением не только по отношению к книге Смотрицкого, служившей в течение века образцом для всех русских грамматических пособий, но и по отношению к лучшим грамматикам западноевропейских языков, существовавшим на ту пору. Так, Ломоносов хорошо знал французскую философскую всеобщую грамматику Пор-Рояля 1660, авторы которой пришли к очень важному выводу о том, что во внутреннем строении всех человеческих языков имеются общие черты, суммировав которые можно создать универсальную грамматику единого языка человечества. В высшей степени характерно то, что этот вывод принадлежит теоретикам рационалистического века. Ломоносов в своем труде, не отвергая вовсе подобного взгляда, пошел по иному пути. Он, наряду с общечеловеческими началами, равное внимание уделяет специфически национальным свойствам языка. Это позволило ему избежать многих деспотических издержек французских рационалистов, которые, например, видя, что живой язык сплошь и рядом не соответствует логическим нормативам, настаивали на переделке языка в соответствии с логикой.

В этом смысле Ломоносов стоит неизмеримо выше своего современника и соперника в филологии Тредиаковского. В Разговоре об орографии Тредиаковский выступил

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В третьем сезоне «Твин Пикс» ушел от оригинального сериала 1990-х
«Твин Пикс» был вывернутой наизнанку мыльной оперой, сложным, детально продуманным миром, где каждый персонаж имел свою историю и почти каждый – двойное дно: не только совы были не тем, чем казались.
Верка Сердючка рассказала о выступлениях перед российскими политиками
В ходе разговора с украинскими журналистами Данилко рассказал, что его постоянно приглашают на российские корпоративы. По словам артиста, на одной из таких вечеринок отдыхали российские политики, имена которых он не назвал.
24 мая в Саранске отметят День славянской письменности
24 мая, в День славянской письменности и культуры, на Соборной площади возле Кафедрального собора состоится мероприятие и концерт, посвящённый святым Кириллу и Мефодию.
«Первый канал» оштрафовали на 600 тысяч из-за песни «Темная ночь»
Девятый арбитражный апелляционный суд постановил взыскать с «Первого канала» 600 тысяч рублей в качестве компенсации в пользу истца — ООО «Национальное музыкальное издательство». Об этом со ссылкой на постановление суда сообщает РАПСИ.
Сеть взрывают фото со съемок нового сезона «Игры престолов»
В Сети появились фото со съемок нового сезона "Игры престолов". Как утверждает портал Entertainment Weekly, фотографии сделаны на съемочной площадке. Многие пользователи Сети уже назвали фото интригующими.
В Петербурге готовятся ко второму довлатовскому фестивалю «День Д»
В Петербурге готовятся к проведению фестиваля памяти писателя Сергея Довлатова «День Д — 1967». На этот раз праздник пройдет с 8 по 10 сентября на нескольких городских площадках, передает корреспондент ИА REGNUM.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика