lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 230


этого ни своей свежести, ни своей силы, ни своего риторического изящества. Ломоносов не только указывает вообще на достоинства русского языка, но и показывает их конкретно, в построении собственной речи: Карл Пятый, римский император, говаривал, что шпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие шпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Идеально построенный период. Вчитайтесь: в нем нет ни одного лишнего слова.

Дальше Ломоносов делает характерную и ответственную оговорку: Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в российском слове упражнение о том совершенно уверяет. В течение года после выхода Российской грамматики он как раз и будет занят обстоятельным всего сего доказательством, то есть филологическим обоснованием заявленного тезиса о величии перед всеми в Европе русского языка путем его сравнения с другими об этом несколько ниже.

Наконец, исполнив мощную и одновременно изощренную риторическую увертюру, Ломоносов от образов переходит к понятиям, чтобы выразить все ту же мысль о довольствии и величии русского языка: Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. Эта мысль сквозила в Риторике, об этом говорил Ломоносовский ученик Поповский на открытии Московского университета, теперь она обретает вечную жизнь в печатном слове.

Вступление к книге, написанное в форме посвящения великому князю, Ломоносов завершает педагогическим напутствием читателям: И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному в нем искусству приписывать долженствуем. Кто отпасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющие море. Отважусь в оное, сколько мог я измерить, сочинил малый сей и общий чертеж всея обширности Российскую грамматику, главные только правила в себе содержащую. В последней фразе Ломоносов не интересничает малый сей. . . чертеж сказано всерьез, ибо сказано, по существу, не о том, что сделано, а о том, что предстояло еще сделать. Впрочем, и уже сделанное Ломоносовым не может не изумить проницательностью и новизной его лингвистической мысли.

Российская грамматика стала глубоко новаторским произведением не только по отношению к книге Смотрицкого, служившей в течение века образцом для всех русских грамматических пособий, но и по отношению к лучшим грамматикам западноевропейских языков, существовавшим на ту пору. Так, Ломоносов хорошо знал французскую философскую всеобщую грамматику Пор-Рояля 1660, авторы которой пришли к очень важному выводу о том, что во внутреннем строении всех человеческих языков имеются общие черты, суммировав которые можно создать универсальную грамматику единого языка человечества. В высшей степени характерно то, что этот вывод принадлежит теоретикам рационалистического века. Ломоносов в своем труде, не отвергая вовсе подобного взгляда, пошел по иному пути. Он, наряду с общечеловеческими началами, равное внимание уделяет специфически национальным свойствам языка. Это позволило ему избежать многих деспотических издержек французских рационалистов, которые, например, видя, что живой язык сплошь и рядом не соответствует логическим нормативам, настаивали на переделке языка в соответствии с логикой.

В этом смысле Ломоносов стоит неизмеримо выше своего современника и соперника в филологии Тредиаковского. В Разговоре об орографии Тредиаковский выступил

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Фонд кино хочет увеличить до 30% долю отечественных фильмов в прокате
В Фонде кино призвали к введению протекционистских мер для поддержки отечественного кинематографа -- увеличению доли отечественных фильмов в прокате.
«Иван Васильевич» завершает сезон летних кинопоказов в Казани
В 20 часов зрители смогут увидеть одну из любимых советских комедий «Иван Васильевич меняет профессию». Она завершит программу сезона проекта «Кинолето». Вход на сеанс свободный, сообщает мэрия Казани.
Серебренников изобразил Цоя геем
В свою очередь, Кирилл Ганин обвинил сценариста в "культурной диверсии", отказав ему в праве писать об атмосфере времен Виктора Цоя. Дальше - больше, оскорбленный за Цоя режиссер Ганин предположил, что после съемок скандального кино о Цое Серебренников планировал побег в США.
НВО огласил название финального эпизода 7-го сезона «Игры престолов»
Напомним, ранее сообщалось о выходе тизера к финальному эпизоду «Игры престолов». Также известно, что хакеры получили данные телеканала НВО и угрожали опубликовать последнюю серию сезона серию до ее официального выхода.
Серебренников заявил суду, что «никуда не убежит»
Обвиняемый в мошенничестве режиссер Кирилл Серебренников заявил в суде, что не будет скрываться от следствия: у него отобрали все паспорта, и он смирился с этим.
Челябинцы смогут бесплатно посмотреть японское кино
Челябинцы смогут бесплатно посмотреть фильмы японских режиссёров во время кинофестиваля, который пройдёт с 25 по 29 августа, сообщают в пресс-службе регионального министерства культуры. Художественные и анимационные фильмы будут демонстрировать на языке оригинала с русскими субтитрами.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика