lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 232


впервые искусно приведенные в стройную систему, составляют самое существенное достоинство этой книги. С точки зрения современной лингвистики, не удивительно было бы найти слабые стороны в книге, составленной еще в то время, когда не знали ни истории языка, ни сравнительной грамматики. Напротив того, гораздо удивительнее то, как ее гениальный автор умел предупредить грозившую ему в будущем ученую критику, удержавшись от теоретических ошибок своего времени и ограничившись скромною задачею точно и метко объяснять для практики только свою родную речь. И в этом-то именно отношении Грамматика Ломоносова не только не утратила своего ученого значения, но и до сих пор по частям передается в обучении новым поколениям по позднейшим руководствам, для которых выдержки из этой книги составляют лучшее украшение.

А вот мнение, высказанное почти сто лет спустя уже упоминавшимся выше историком русского языка Б. А. Лариным. Высказанное с пафосом, не вполне привычным для лингвиста, но вполне понятным в данном случае: Российскую грамматику все должны прочесть. Просто стыдно русскому филологу не знать этого замечательного трактата середины XVIII века, который, несомненно, во многом опередил современные ему грамматики западноевропейских языков и определил развитие русского языкознания на сто лет.

Ломоносов глубоко понимал стоявшие перед ним лингвистические задачи. Исследователь и просветитель в нем неразрывны. Слово, писал он, дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. Объединяющая роль грамматики в системе общественной мысли была для него очевидна: Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Впрочем, проблема косноязычия, неопрятности и сомнительности выражения стояла в ту пору не только перед гуманитарными дисциплинами. Еще в 1746 году в предисловии к Вольфианской физике он признавался: . . . принужден я был искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем чрез употребление знакомее будут. Большинство научных терминов, введенных Ломоносовым для наименования физических действий, инструментов и натуральных вещей, действительно стали знакомее и прочно утвердились в языке. Сейчас мы произносим их, даже и не вспоминая об их творце Ломоносове парадоксально, но факт высшего признания и быть не может: опыт, материя, движение, электричество, наблюдения, градус, явление, атмосфера, частицы, термометр, земная ось, воздушный насос, преломление лучей, возгорание равновесие тел зажигательное стекло негашеная известь магнитная стрелка кислота, обстоятельство и др.

Огромна роль Ломоносова в утверждении орфоэпических произносительных норм живого русского языка, в основе своей принятых и поныне. В этом пункте Ломоносов вновь схватился с Тредиаковским. Оба они были выходцами из окраинных районов России. Перед обоими в равной степени стояла проблема отношения к областным произносительным особенностям, которые они усвоили с рождения. Тредиаковский по многим вопросам орфоэпии выступал апологетом южнорусского произношения.

В самый разгар работы над Российской грамматикой Ломоносов, который к этому времени уже нашел орфоэпическую меру, нацеленную на преодоление областной произносительной стихии, написал веселое стихотворение, где вышучивал приверженность своего оппонента к южной экзотике в произношении Тредиаковский требовал произносить звук Г как гортанный, как принято на юге России и на Украине, наподобие латинского h:

 

Бугристы берега, благоприятны влаги, О горы с гроздями, где греет юг ягнят, О грады, где торги, где мозгокружны браги И деньги, и гостей, и годы их губят.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Режиссером нового фильма о Джеймсе Бонде станет Кэри Фукунага
Кэри Фукунага станет режиссером нового фильма из цикла о Джеймсе Бонде. Съемки должны начаться в марте 2019 года.
Новая песня Эминема побила рекорд по просмотрам на YouTube за сутки
Новый трек Эминема "Killshot" за сутки собрал на YouTube более 38 миллионов просмотров, побив рекорд среди хип-хоп-композиций, сообщает Billboard.
Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ «Космического джема»
Атакующий защитник «Буллс» Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ знаменитого комедийного фильма 1996 года «Космический Джем» с Майклом Джорданом в главной роли.
Киркоров с Басковым извинились за клип «Ибица»
Артисты читают рэп в громоздких костюмах дизлайков и извиняются перед своими фанатками за клип «Ибица».
Умер выдающийся афроамериканский хореограф Артур Митчелл
Митчелл был первым афроамериканским солистом знаменитой балетной труппы «Нью-Йорк Сити балет». Хореографией он занялся в 1969 году.
В Русском музее покажут шедевры Кандинского, Шагала и Филонова
Наряду с работами Василия Кандинского, Марка Шагала и Павла Филонова, показаны менее известные работы их коллег из различных художественных объединений.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика