ученого. Он черпал знания о
природе не из вторых рук, как Вольтер, который, хотя и занимался
философскими проблемами естествознания и даже опыты химические проводил, был
все-таки дилетантом в природоведении и имел несвободное представление о природе.
Обстоятельно и вместе с тем кратко рассказывает он о четырех различных видах
землетрясений: 1. когда дрожит земля частыми и мелкими ударами и трещат стены
зданий, но без великой опасности, 2. когда земля, надувшись, встает кверху
и обратно перпендикулярным движением опускается, 3. когда поверхности земной,
наподобие волн, колебание бывает весьма бедственно, ибо отворенные хляби на
зыблющиеся здания и на бледнеющих людей зияют и часто пожирают и 4. когда по
горизонтальной плоскости вся трясения сила устремляется, тогда земля из-под
строений якобы похищается.
Живописуя
подземные стенания, урчания,
иногда человеческому крику и окружающему треску подобные звучания, а также
дым,
пепел, пламень, которые совокупно следуя, умножают ужас смертных, Ломоносов
приглашает свою аудиторию к раздутиям над вопросом: каков же реальный смысл
подобных явлений природы, помимо суеверного Отвечая на этот вопрос, он
излагает свою излюбленную идею изменчивости мира, идею
развития, непрекращающегося
движения всего созданного естества. Таковые частые в подсолнечной перемены
объявляют нам, что земная поверхность ныне совсем иной вид имеет, нежели
каков был издревле. Ибо нередко случается, что превысокие горы от ударов
земного трясения разрушаются и широким рассевшейся земли жерлом
поглощаются, которое
их место ключевая вода, кипящая из внутренностей земли, занимает или оное
наводняется влившимся морем. Напротив того, в полях восстают новые горы, и
дно морское, возникнув на воздух составляет новые острова.
С точки зрения
обыденного
сознания, здесь высказана дерзкая, кощунственная мысль о том, что вся
история Земли это непрекращающийся всемирный потоп или цепь всемирных потопов,
геологических катаклизмов разной степени. В основе этих ужасных
процессов Ломоносов
не дает опомниться слушателям действует подземный огонь, который по разным
местам путь себе вон отворяет. В результате чего образуются огнедышащие горы и
происходят землетрясения.
Образование самородных металлов и
рудных жил Ломоносов
объясняет тем, что возникающие в результате землетрясений трещины в земной
коре заполняются вулканическими массами, которые приходят в сложное
взаимодействие с горными породами, а также поверхностными и грунтовыми водами.
Рождение металлов результат этого взаимодействия.
Развитие
геологической науки в
XIX веке подтвердило Ломоносовскую гипотезу о том, что рудные жилы образуются
за счет горных пород, точно так же, как и его утверждение о различном
возрасте рудных жил. То же самое можно сказать и о третьей, по классификации
Ломоносова, разновидности землетрясений о волнообразных колебаниях поверхности
земной наподобие волн колебаниях, научное представление о которых было введено
в геологию лишь более полувека спустя английским ученым Т. Юнгом 1773-1829. В
начале XX века академик В. И. Вернадский указал на важность выдвинутой
Ломоносовым идеи о нечувствительных землетрясениях.
Впрочем, в Слове о рождении металлов
от трясения
земли было высказано многое из того, что принадлежало только XVIII веку и не
понадобилось в дальнейшем развитии науки. Прежде всего это относится к его
основному положению, касающемуся, собственно, химического объяснения
геологической картины землетрясений и образования металлов, которая столь
смело, прозорливо и точно была обрисована Ломоносовым. Причиной подземного
огня, вызывающего землетрясения, он, как и большинство ученых XVIII
века, считал
сгорание серы, которая, как они думали, содержится в земных недрах в таком
преизобилии,
что ее достанет на поддержание внутреннего сего зноя в течение тысяч и тысяч
лет. Изобильная сия материя, говорил Ломоносов о сере, по самой
справедливости между минералами первое место имеет. . . и ясными признаками
оказывается, что ни один металл без нее не рождается. Однако само стремление
объяснить геологические