lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 244


Ломоносов учитывает возможную реакцию своей аудитории на это открытие. Точек зрения на редко случающиеся явления существует как минимум три. Этим трем точкам зрения соответствуют три ступени приближения к истине, следовательно: три ступени духовного освобождения, преодолеваемые человечеством в процессе познания.

На первой ступени находятся люди, пребывающие в плену неосновательных сомнительств и страхов, всяческого суемыслия, люди не просвещенные никаким учением. Вторая ступень люди грамотные, чтецы писания, ревнители религии, книжники, которые способны понимать писание только в точном грамматическом разуме, и они духовно не свободны: находясь в рабской зависимости от буквы священных книг, они делают духовными рабами и других, проповедуя свое ограниченное представление об истине. Наконец, третья ступень доступна тем, кто натуру исследовать тщится и в процессе самого исследования приходит к выводу, что Священное писание не должно везде разуметь грамматическим, но нередко и риторским разумом.

От лица духовно свободных людей выступает и сам Ломоносов. Интересен ряд его единомышленников, то есть тех, кто приблизился к истине. Излагая с присущей ему широтой взгляда историю вопроса о гелиоцентризме и множестве миров, Ломоносов включает в этот ряд Никиту Сиракузянина, Филолая, Аристарха Самосского философов- язычников, Коперника, Кеплера, Ньютона ученых, Василия Великого, Иоанна Дамаскина отцов церкви и всех их противопоставляет церковникам, которые не могут и не хотят выйти за рамки грамматического разума.

Объединение столь разных мыслителей в одну группу не случайно. Всех их, по мнению Ломоносова, роднит умение подходить к миру сознательно или стихийно это уже другой вопрос с адекватными критериями, судить о зримом мире по его закону, не навязывая ему собственных ограниченно умозрительных трактовок. У Ломоносова и Василий Великий о возможности многих миров рассуждает. Причем не потому, что так хочется нашему просветителю, а потому, что в произведениях отца православной церкви действительно есть высказывания, позволяющие сделать именно такой вывод и Ломоносов тут же подтверждает это выписками из Шестоднева. Точно так же и Дамаски под пером Ломоносова предстает мыслителем, обладающим философской широтою взгляда на видимый сей мир, допускающим в принципе возможность не только птолемеевой картины его, но и Копейниковой и иных ибо упомянув разные мнения о строении мира сказал: Обаче еще таки, еще же инока: вся Божиим повелением баша же иутвердишаея .

Ломоносов ведет свой спор с церковниками на языке, доступном им еще одно доказательство его духовной свободы, потому что он может перевести свое слово о мире на чужой язык; позиция же церковников от начала до конца не свободна: отмечена ограниченностью и нетерпимостью. На это обратил внимание в конце XIX века историк русской литературы Л. Н. Майков: Противники Ломоносова строили свои мнения на приемах господствующей в наших школах схоластики, Ломоносов, возражая им, как бы вспоминал уроки Славяно-греко-латинской Академии и отвечал в духе схоластической диалектики. Это обстоятельство, безусловно, необходимо учитывать, когда мы встречаем в произведении Ломоносова такие, например, высказывания продиктованные, впрочем, чисто практическими просветительскими целями защитить право ученых и философов исследовать мир без церковной опеки: Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного всевышнего родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклепает. Возможно здесь имеется в виду Тредиаковский который в Слове о мудрости благоразумии и добродетели 1752 как раз противопоставлял религию и науку не в пользу последней.

Вопрос о месте всевышнего родителя в мировоззрении Ломоносова весьма сложен. Идеи Бога он не отвергал, но понимал ее по-своему. Для Ломоносова характерен гносеологический пафос отношения к Богу, творцу естественных законов: Воображаем себе тем явственнее Создателя, чем точнее сходствуют наблюдения с нашими предсказаниями; и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Фонд кино хочет увеличить до 30% долю отечественных фильмов в прокате
В Фонде кино призвали к введению протекционистских мер для поддержки отечественного кинематографа -- увеличению доли отечественных фильмов в прокате.
«Иван Васильевич» завершает сезон летних кинопоказов в Казани
В 20 часов зрители смогут увидеть одну из любимых советских комедий «Иван Васильевич меняет профессию». Она завершит программу сезона проекта «Кинолето». Вход на сеанс свободный, сообщает мэрия Казани.
Серебренников изобразил Цоя геем
В свою очередь, Кирилл Ганин обвинил сценариста в "культурной диверсии", отказав ему в праве писать об атмосфере времен Виктора Цоя. Дальше - больше, оскорбленный за Цоя режиссер Ганин предположил, что после съемок скандального кино о Цое Серебренников планировал побег в США.
НВО огласил название финального эпизода 7-го сезона «Игры престолов»
Напомним, ранее сообщалось о выходе тизера к финальному эпизоду «Игры престолов». Также известно, что хакеры получили данные телеканала НВО и угрожали опубликовать последнюю серию сезона серию до ее официального выхода.
Серебренников заявил суду, что «никуда не убежит»
Обвиняемый в мошенничестве режиссер Кирилл Серебренников заявил в суде, что не будет скрываться от следствия: у него отобрали все паспорта, и он смирился с этим.
Челябинцы смогут бесплатно посмотреть японское кино
Челябинцы смогут бесплатно посмотреть фильмы японских режиссёров во время кинофестиваля, который пройдёт с 25 по 29 августа, сообщают в пресс-службе регионального министерства культуры. Художественные и анимационные фильмы будут демонстрировать на языке оригинала с русскими субтитрами.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика