lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 245


чем больше постигаем новых откровений, тем громче его прославляем. При этом следует помнить, что Ломоносова, в отличие от его современников, не волновала проблема чего-то или кого-то до мира, следовательно, и не стоял вопрос о физико-теологическом доказательстве существования Бога. Он исследует природу и Бога ср. : Бог как законы природы. Приводимое Ломоносовым в Явлении Венеры на Солнце его вольное переложение из Клавдиана показывает, что его понимание Бога включало в себя и сомнения в существовании высшей силы:

 

Я долго размышлял и долго был в сомненье, Что есть ли на землю от высоты смотренье; Или по слепоте без ряду все течет, И промыслу с небес во всей вселенной нет. Однако, просмотрев светил небесных стройность, Земли, морей и рек доброту и пристойность, Премину дней, ночей, явления луны, Признал, что Божеской мы силой созданы.

 

Поскольку Ломоносов не размышлял о начале мира, не волновала его и проблема конца мира. Он ставил перед собой и современниками только такие задачи, которые человеческий разум в принципе мог решить и которые в силу этого были чреваты плодотворными последствиями. Ломоносовский несокрушимый здравый смысл С. И. Вавилов в ту пору, когда сознание подавляющего большинства мыслителей как естествоиспытателей, так и моралистов было во власти схоластического умозрения, выгодно отличался реалистической ясностью взгляда на вещи. Религия и наука являются в корне различными видами духовной деятельности человека в равной мере имеющими право на существование, у них разные цели, разные способы постижения мира, следовательно, вольное философствование не может зависеть от церкви: Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая видимый сей мир, им созданный, чтобы человек смотря на огромность красоту и стройность его зданий признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга Священное писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. . . . Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословии учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии.

Подобное разграничение сфер влияния между наукой и религией не означало, однако, что вольное философствование само по себе находится вне морали. Как уже не раз подчеркивалось, прогресс познания вящее наук приращение необходимо влечет за собой, по Ломоносову, и духовное освобождение человечества. В своих взглядах на человеческую свободу Ломоносов очень близко подходит к спинозовской постановке вопроса ср. : amor intellectualis как высшее моральное качество личности. Страсть к познанию, с точки зрения Ломоносова, самая сильная страсть человеческой натуры. Познать законы природы значит наиболее полно реализовать свою человеческую сущность и, вследствие этою, стать свободным. Аналогичную идею проводит он и в своей поэзии. О необходимости обретения человеком Божия величества говорится не только в его духовных одах Утреннее и Вечернее размышления переложения 103-го и 143-го псалмов но даже в похвальных как например, в следующих строчках о Боге из оды 1757 года:

 

Его земля и небеса, Закон и воля повсеместна, Поколь нам будет неизвестна Его щедрота и гроза.

 

Несмотря на то, что Ломоносов не ставил себе специальной задачей писание

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика