чем
больше постигаем новых
откровений, тем громче его прославляем. При этом следует помнить, что
Ломоносова, в отличие от его современников, не волновала проблема чего-то или
кого-то до мира, следовательно, и не стоял вопрос о физико-теологическом
доказательстве существования Бога. Он исследует природу и Бога ср. : Бог как
законы природы. Приводимое Ломоносовым в Явлении Венеры на Солнце его вольное
переложение из Клавдиана показывает, что его понимание Бога включало в себя и
сомнения в существовании высшей силы:
Я долго размышлял
и долго был
в сомненье, Что есть ли на землю от высоты смотренье; Или по слепоте без ряду
все течет, И промыслу с небес во всей вселенной нет. Однако, просмотрев
светил небесных стройность, Земли, морей и рек доброту и
пристойность, Премину
дней, ночей, явления луны, Признал, что Божеской мы силой созданы.
Поскольку Ломоносов не
размышлял о начале мира, не волновала его и проблема конца мира. Он ставил
перед собой и современниками только такие задачи, которые человеческий разум в
принципе мог решить и которые в силу этого были чреваты плодотворными
последствиями. Ломоносовский несокрушимый здравый смысл С. И. Вавилов в ту
пору, когда сознание подавляющего большинства мыслителей как
естествоиспытателей, так и моралистов было во власти схоластического умозрения,
выгодно отличался реалистической ясностью взгляда на вещи. Религия и наука
являются в корне различными видами духовной деятельности человека в равной мере
имеющими право на существование, у них разные цели, разные способы постижения
мира, следовательно, вольное философствование не может зависеть от церкви:
Создатель
дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой
свою волю. Первая видимый сей мир, им созданный, чтобы человек смотря на
огромность красоту и стройность его зданий признал Божественное
всемогущество, по
мере себе дарованного понятия. Вторая книга Священное писание. В ней
показано Создателево благоволение к нашему спасению. . . . Не здраво
рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков
же и богословии учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно
астрономии или химии.
Подобное
разграничение сфер
влияния между наукой и религией не означало, однако, что вольное
философствование само по себе находится вне морали. Как уже не раз
подчеркивалось, прогресс познания вящее наук приращение необходимо влечет за
собой, по Ломоносову, и духовное освобождение человечества. В своих взглядах
на человеческую свободу Ломоносов очень близко подходит к спинозовской
постановке вопроса ср. : amor intellectualis как высшее моральное качество
личности. Страсть к познанию, с точки зрения Ломоносова, самая сильная
страсть человеческой натуры. Познать законы природы значит наиболее полно
реализовать свою человеческую сущность и, вследствие этою, стать
свободным. Аналогичную
идею проводит он и в своей поэзии. О необходимости обретения человеком Божия
величества говорится не только в его духовных одах Утреннее и Вечернее
размышления переложения 103-го и 143-го псалмов но даже в похвальных как
например, в следующих строчках о Боге из оды 1757 года:
Его земля и
небеса, Закон и
воля повсеместна, Поколь нам будет неизвестна Его щедрота и гроза.
Несмотря на то, что Ломоносов не ставил
себе
специальной задачей писание