lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 252


представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. . .

 

Основные пороки вульгарной немецкой журналистики, отмеченные Ломоносовым небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность, были известны ему, как уже говорилось, и по многим явлениям внутри академической жизни в Петербурге. То же самое можно сказать и о скрытом движителе этих пороков, который в Рассуждении об обязанностях журналистов назван предельно четко отношение к науке как к ремеслу и орудию для заработка средств к жизни. Ломоносов чаще, чем ему хотелось бы, чаще, чем позволяли интересы русского просвещения, сталкивался в Академии с ремесленниками от науки, людьми, для которых наука это средство в продвижении вверх по иерархической лестнице.

Григорий Николаевич Теплов, о котором уже было говорено во второй части настоящей книги, являлся, пожалуй, наиболее ярким воплощением такого рода отношения к науке. С самого начала своей работы в Академической канцелярии он занял в ней исключительно прочное положение. Прежде всего он нашел общий язык с Шумахером, а затем и с Таубертом. В тех видах, которые имел Теплов и которые ничего общего со строгим и правильным разысканием истины не имели, этот альянс открывал ему доступ к узлу, где сходились все нити управления и даже помыкания строптивыми профессорами. Он стал не только правой, но и левой рукой юного и беспечного президента.

Ломоносов долго, очень долго присматривался к Теплову, недоумевая. Но с течением времени недоумение сменилось тревогой, а с 1757 года, когда Ломоносов сам стал членом Академической канцелярии, тревога уступает место негодованию: так много двуличия и недоброхотства тепловского увидел он вблизи. Когда же в 1760 году Ломоносов принял на себя попечение об Академическом университете и Академической гимназии, необходимость открытого объяснения с комарником, лукавцем как он называл Теплова стала для него очевидной: ведь должен же он понять, что вследствие его двуличия поставлено под угрозу будущее русского просвещения. Но, решившись выяснить настоящую подоплеку поступков Теплова смущавших его своею непоследовательностью, Ломоносов еще пребывал в обманчивом убеждении, что все несчастья Академии происходят от засилья одних только иноземцев. Именно обратившись к Теплову в последний раз за разъяснениями и еще не потеряв окончательно надежды на то, что должна же быть в асессоре хотя крупица русского чувства если воспользоваться словами гоголевского Тараса, Ломоносов должен был убедиться в страшной но очевидной истине: дело конечно же не только в добросердечии президента и непостоянстве Теплова, объективно потакающих Ломоносовским врагам, но и еще в чем-то неизмеримо большем, в некой огромной сети интриг, накинутой на русское просвещение, накинутой с помощью очень и очень могущественных сил. Во всяком случае, нужно прислушаться к мнению исследователей полагающих что до непосредственного обращения к Теплову Ломоносов не знал и даже очевидно не подозревал что бюрократические и дворцовые связи его чужеземных неприятелей были несравненно шире и глубже Его академические враги вели за его спиной разговоры и переписку о нем со многими влиятельными особами, в том числе даже и с теми меценатствующими

се, новникэ, ми которых Ломоносов считал своими искоснними дохзьями и покоовитслями

Подобно tomV как Рассуждение об обязанностях журналистов стало ярчайшим образцом научной публицистики XVIII века Ломоносовское письмо к Теплову от 30 января 1761 года стало непревзойденным примером гражданской эпистолярной публицистики положившим начало целой традиции в русской литературе Потом будут Философическое письмо Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю письмо И. Киреевского к Вяземскому и еще многие лтгие письма Все таки письмо это няписяно так как будто Ломоносов уже зияет что Теплов уже перешел грань и, , а которой уже не во. впашаются но тем не менее зовет его оттуда Пытается спасти того кого уже нельзя спастгГмоносов шовопит сотое и правильное разыскание истины в сфере этики и морали Всем своим существом ощущая

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Алексей Учитель рассказал журналистам о съёмках новых фильмов
Алексей Учитель рассказал журналистам о съёмках своих новых кинокартин. По словам режиссёра, экранизация романа Гузель Яхиной «Дети мои» начнется не раньше, чем через год-полтора. Алексей Учитель заявил, что о сроках запуска съёмок можно будет говорить после того, как закончится поиск сценариста.
Цыганов сыграет роль водителя «Икаруса» в фильме про Виктора Цоя
Российский актёр Евгений Цыганов в фильме под рабочим названием «Цой» сыграет роль водителя автобуса «Икарус», который был участником аварии, унёсшей жизнь лидера группы «Кино» Виктора Цоя.
Зеленский станцевал в шоу «Лига смеха»
Президент Украины Владимир Зеленский принял участие в съемках юмористического шоу «Лига смеха» в Киеве, позабавив этим жителей страны. Кадры плясок главы государства опубликованы в Twitter.
Андрей Рубанов удостоен литературной премии «Национальный бестселлер»
Победителем общероссийской литературной премии «Национальный бестселлер» стал писатель Андрей Рубанов. Главный приз он получил за роман «Финист — ясный сокол», написанный в жанре славянское фэнтези. Рубанов получил одинаковое количество голосов вместе с Евгенией Некрасовой.
Кардашьян снялась в новом клипе Пэрис Хилтон
В новом клипе известной светской львицы Пэрис Хилтон приняла участие актриса Ким Кардашьян, соответствующее видео появилось на сервисе YouTube 24 мая. Клип не отличается ни оригинальностью, ни интересным содержанием.
Сериал на основе «Матильды» могут показать на Первом канале
Российский кинорежиссер Алексей Учитель планирует запустить на Первом канале сериал на основе фильма "Матильда" — "Коронация", повествующий о любви последнего российского императора Николая II к балерине Матильде Кшесинской.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика