lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 252


представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. . .

 

Основные пороки вульгарной немецкой журналистики, отмеченные Ломоносовым небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность, были известны ему, как уже говорилось, и по многим явлениям внутри академической жизни в Петербурге. То же самое можно сказать и о скрытом движителе этих пороков, который в Рассуждении об обязанностях журналистов назван предельно четко отношение к науке как к ремеслу и орудию для заработка средств к жизни. Ломоносов чаще, чем ему хотелось бы, чаще, чем позволяли интересы русского просвещения, сталкивался в Академии с ремесленниками от науки, людьми, для которых наука это средство в продвижении вверх по иерархической лестнице.

Григорий Николаевич Теплов, о котором уже было говорено во второй части настоящей книги, являлся, пожалуй, наиболее ярким воплощением такого рода отношения к науке. С самого начала своей работы в Академической канцелярии он занял в ней исключительно прочное положение. Прежде всего он нашел общий язык с Шумахером, а затем и с Таубертом. В тех видах, которые имел Теплов и которые ничего общего со строгим и правильным разысканием истины не имели, этот альянс открывал ему доступ к узлу, где сходились все нити управления и даже помыкания строптивыми профессорами. Он стал не только правой, но и левой рукой юного и беспечного президента.

Ломоносов долго, очень долго присматривался к Теплову, недоумевая. Но с течением времени недоумение сменилось тревогой, а с 1757 года, когда Ломоносов сам стал членом Академической канцелярии, тревога уступает место негодованию: так много двуличия и недоброхотства тепловского увидел он вблизи. Когда же в 1760 году Ломоносов принял на себя попечение об Академическом университете и Академической гимназии, необходимость открытого объяснения с комарником, лукавцем как он называл Теплова стала для него очевидной: ведь должен же он понять, что вследствие его двуличия поставлено под угрозу будущее русского просвещения. Но, решившись выяснить настоящую подоплеку поступков Теплова смущавших его своею непоследовательностью, Ломоносов еще пребывал в обманчивом убеждении, что все несчастья Академии происходят от засилья одних только иноземцев. Именно обратившись к Теплову в последний раз за разъяснениями и еще не потеряв окончательно надежды на то, что должна же быть в асессоре хотя крупица русского чувства если воспользоваться словами гоголевского Тараса, Ломоносов должен был убедиться в страшной но очевидной истине: дело конечно же не только в добросердечии президента и непостоянстве Теплова, объективно потакающих Ломоносовским врагам, но и еще в чем-то неизмеримо большем, в некой огромной сети интриг, накинутой на русское просвещение, накинутой с помощью очень и очень могущественных сил. Во всяком случае, нужно прислушаться к мнению исследователей полагающих что до непосредственного обращения к Теплову Ломоносов не знал и даже очевидно не подозревал что бюрократические и дворцовые связи его чужеземных неприятелей были несравненно шире и глубже Его академические враги вели за его спиной разговоры и переписку о нем со многими влиятельными особами, в том числе даже и с теми меценатствующими

се, новникэ, ми которых Ломоносов считал своими искоснними дохзьями и покоовитслями

Подобно tomV как Рассуждение об обязанностях журналистов стало ярчайшим образцом научной публицистики XVIII века Ломоносовское письмо к Теплову от 30 января 1761 года стало непревзойденным примером гражданской эпистолярной публицистики положившим начало целой традиции в русской литературе Потом будут Философическое письмо Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю письмо И. Киреевского к Вяземскому и еще многие лтгие письма Все таки письмо это няписяно так как будто Ломоносов уже зияет что Теплов уже перешел грань и, , а которой уже не во. впашаются но тем не менее зовет его оттуда Пытается спасти того кого уже нельзя спастгГмоносов шовопит сотое и правильное разыскание истины в сфере этики и морали Всем своим существом ощущая

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Выставка «Сокровища императорского дворца Гугун» пройдет в Кремле
В рамках обменного культурного проекта с Китаем в августе 2019 года Музеи Московского Кремля откроют в пекинском Музее дворца Гугун выставку из своего собрания «Церемониалы российского императорского двора», посвященную коронациям в Кремле.
Театр наций выпускает мюзикл «Стиляги»
Государственный театр наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова выпускает мюзикл "Стиляги". Закрытый предпремьерный показ спектакля состоится в среду вечером, сообщили ТАСС в пресс-службе театра.
Российские артисты цирка завоевали бронзу на фестивале «Золотой слон»
Россияне забрали все награды за третье место Российские артисты завоевали все бронзовые награды VIII Международного фестиваля циркового искусства "Золотой слон" в Испании, передает ТАСС.
Выставка Куинджи завершилась в Третьяковской галерее
Выставка Архипа Куинджи в Третьяковской галерее завершилась 17 февраля невиданным даже для неё наплывом посетителей. Очередь растянулась на весь день.
Более 385 тыс человек посетили выставку Куинджи в Третьяковке
Выставку «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее всего посетили более 385 тысяч человек, сейчас Третьяковка открыла предварительную продажу билетов на экспозицию «Илья Репин», которая откроется 16 марта, говорится в сообщении пресс-службы галереи.
Syfy закрыл сериал «Летящие сквозь ночь» после первого сезона
Телеканал Syfy закрыл сериал «Летящие сквозь ночь» по мотивам одноименной повести Джорджа Р.Р.Мартина после первого сезона, передает Variety. Причиной закрытия стали низкие рейтинги.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика