lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 267


возвращении в Россию из Франции, Тредиаковский, как мы помним, выказывал себя вольнодумцем, в письмах к Шумахеру называл русских попов Тартюфами и невеждами; а в 1745 году его утверждают профессором уже по настоянию Синода; в середине 1750-х годов он выступает ревнителем православия в 1755 году, например, составил записку в Синод о вольнодумстве Сумарокова; пробовал он свое перо и в подметных письмах в октябре 1755 года по Петербургу ходило анонимное письмо, полное ругательств по адресу большинства академиков; как выяснилось, его автором оказался Тредиаковский.

Печаль, что ты язык российский развращаешь. . . Ломоносов указывает Тредиаковскому и на его литературную непоследовательность. В начале творческого пути Тредиаковский призывал остерегаться глубокословныя славенщизны, а к 1750-м годам стал употреблять в своих произведениях славянизмы часто без всякой меры, в чем его, кроме Ломоносова, обвинял и Сумароков.

Уже за 20 лет ты записной Дирак. . . Это жестокий намек на участие Тредиаковского в знаменитой дурашкой свадьбе, справлявшейся зимою 1740 года в Ледяном доме на потеху императрице Анне Иоанновне.

Пробивном Ломоносов называет себя. Это имя образовано им от латинского слова probus честный, которым в равной мере характеризуются учение его и честь и труд, подвергшиеся нападкам со стороны Тредиаковского и духовенства.

В 1759 году противники Ломоносова, как бы развивая обвинения, выдвинутые против него в анонимных письмах, соединили усилия, чтобы въяве показать, что научная деятельность его не только никакой пользы отечеству не приносит, но еще напротив того вред и убыток. Здесь достаточно вспомнить статейку Тредиаковского О мозаике, появившуюся в июньском номере сумароковского журнала Трудолюбивая пчела, и эпиграмму Ломоносова Злобное примирение, в которой он высмеял этот странный и вместе с тем закономерный альянс двух его врагов с третьим Таубертом для атаки на Пробоина Ломоносова.

Вообще, конец 1750-х годов был отмечен усилением полемики Сумарокова с Ломоносовым. Журнал Трудолюбивая пчела стал трибуной рационалистически строгой и ясной философии искусства, исповедуемой его издателем.

Сумароковское требование простоты и ясности поэтического слова органически вытекало из его общего взгляда на поэзию как на важнейшее средство сословно-полезного поучения. Чтобы научить людей, слово должно заключать в себе совершенно четкий, по возможности единственный смысл. Ломоносовская поэзия с ее неожиданным и ярким метафоризмом, с ее грандиозными, ослепительными видениями, соединяющими прошлое, настоящее и будущее, была неприемлема для Сумарокова и поэтов его круга. Ломоносов не отрицал за поэзией ее высокой воспитательной, преобразующей миссии, но в его стихах те или иные общественно-необходимые рекомендации, помимо декларативно- повелительного, получали еще и художественно-опосредованное выражение: в них всегда имеется второй план, который распознается не сразу, требует от читательского сознания активной творческой работы.

Игнорируя это, Сумароков обвинял Ломоносова в неестественности, умствовании, излишней пылкости. В статье, так и названной О неестественности апрельская книжка Трудолюбивой пчелы, он иронизировал по поводу тех стихотворцев, которые, следуя единым только правилам, а иногда и единому желанию ползти на Геликон, нимало не входя в страсть, и ничего того, что им предлежит, не ощущая, пишут только то, что им скажет умствование или невежество, не спрашивался с сердцем, или паче не имея удобства подражать естества простоте, что всего писателю труднее, кто не имеет особливого дарования, хотя простота естества издали и легка кажется. Из этого, в общем-то, бесспорного рассуждения следовал не менее бесспорный вывод: Что более стихотворцы умствуют то более шштвооствуют что шштвооствуют то более завиваются

Спорным было то, что Сумароков ставил знак равенства между неестественной и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Жертв схода ледника Колка вспоминают в Северной Осетии
Пятнадцать лет прошло в Северной Осетии со дня схода в Геналдонском ущелье ледника Колка.
Поклонская пояснила позицию «не смотрел, но осуждаю» из-за «Матильды»
Депутат Госдумы Наталья Поклонская объяснила свою позицию по вопросу «не смотрел, но осуждаю» относительно фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда».
В Новосибирске допремьерный показ «Матильды» состоится 22 сентября
Известно, что впервые жители и гости города смогут увидеть кинофильм 22 сентября в кинотеатре «Люксор».
Никас Сафронов напишет портрет Рустама Минниханова
На казанской выставке Никаса Сафронова представлено более ста работ - жанровые картины, лирические пейзажи, натюрморты и портреты.
В Саратове начинается новый театральный сезон
Саратовский Театр оперы и балета открывает свой новый сезон. Об этом сегодня журналистам объявил директор учреждения Алексей Комаров.
Нейромонах Феофан доказал, что Агутин поет вместо Варум
Нейромонах Феофан в своем интервью блогеру Юрию Дудю доказал, что Леонид Агутин поет песни своей жены Анжелики Варум вместо нее.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика