завиральной поэзией
вообще и Ломоносовской
одической поэзией в частности. Метафоризм для Ломоносова был наиболее
естественной и простой формой выражения его совершенно необъятного
содержания. Всего
важнее быть искусным в метафорах. Только этого нельзя ни у кого занять, потому
что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство, это положение
Аристотеля о метафоре как средстве познания было близко Ломоносову и совершенно
недоступно и чуждо Сумарокову. В статье К неосмысленным рифмотворцам последний,
ставя знак равенства между одой и всем непонятным, темным по
смыслу, саркастически
рекомендовал: Всего более советую вам в великолепных упражняться одах, ибо
многие читатели, да и сами некоторые лирические стихотворцы рассуждают таки
что никак невозможно чтоб была ода и великолепна и ясна: по-моему пропади такое
великолепие, в котором нет ясности. . . Что похвальней естественный простоты
искусством очищенной, и что глупее сих людей, которые вне естества хитрости
ищут
Но когда таких людей много, слагайте, неосмысленные
виршесплетатели, оды; только
темнее пишите.
Сумароков
высмеивал на
страницах своего журнала не только поэтическую манеру Ломоносова. Он нападал и
на его научное творчество. Если в июньском номере Сумароков дискредитировал
Ломоносова-ученого и живописца как издатель, поместив статью
Тредиаковского, то
в августовской книжке он печатает уже свою эпиграмму Новые изобретения, в
которой высмеивает 1. Рассуждение о большей точности морского
пути, произнесенное
Ломоносовым в торжественном заседании Академии 8 мая 1759
года, 2. Ломоносовские
работы по стеклу, 3. Вообще химические его исследования:
1
Вскоре
Поправить плаванье
удобно в
море. Морские камни, мель в водах переморить. Все ветры кормщику под область
покорить,
А это хоть и чудно,
Ходя немножко трудно,
Но льня природу претворить; А
ежели никак нельзя того сварить, Довольно и того, что льня поговорить,
2
Разбив
стакан, точить куски, а
по отточке
Во всяком тут кусочке
Поставить аз: Так будет из стекла
алмаз,
3
Скажу не
ложно:
Возможно Так делать золото из
молока, как сыр, И хитростью такой обогатить весь мир, Лишь только я при том
одно напоминаю:
Как делать, я не знаю.
Конечно, дело здесь не только
в личных пристрастиях Сумарокова. Он выступает здесь выразителем настроений
довольно многочисленной в ту, да и более позднюю пору части русского
общества настроений
антипромышленных и антинаучных. В отличие от Ломоносова, связанного с
Шуваловыми и Воронцовыми вельможами-предпринимателями, владельцами больших
фабрик, на которых использовался крепостной труд, Сумароков,