lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 271


книги, с яростью разбил набор и уничтожил гранки.

Речь Лефевра Рассуждение о прогрессе изящных искусств в России все-таки вышла в свет отдельной книжкой в том же 1760 году. Но фраза, в которой Ломоносов и Сумароков были поставлены в параллель, была опущена. Вряд ли Ломоносов вел себя в типографии так, как описывает это с чужих слов посольский аббат, иначе книжка не вышла бы так быстро. Тем не менее к своей славе бешеного хама, неблагодарного плебея, который не ценит даже похвалы в свой адрес, Ломоносов добавил еще один трофей. А ведь благодарить-то Лефевра и впрямь было не за что. Ты не меня, ты мое полюби вот гениальная русская пословица, которая точнее всего выражает этический пафос мыслей и поведения Ломоносова в этом эпизоде.

 

3

 

Страсть, с которой Ломоносов уже на пятом десятке отстаивал свои идеи и принципы, заставляет вспомнить Ломоносова молодого. Казалось бы: достиг положения в Академии, известен при дворе, читаем и почитаем образованною публикой, в особенности молодежью. . . должен бы и остепениться. Но он и не думал обуздывать свой характер, когда дело шло о вещах принципиальных, за которыми стояли общие интересы. Причем именно теперь, когда он достиг положения в Академии, которое к концу десятилетия 17511761 годов стало исключительно высоким.

 

То, что Ломоносов обладал выдающимися реформаторскими и организаторскими способностями, было ясно не только ему, но и окружающим прежде всего его врагам. Они сделали все от них зависящее, чтобы способности эти не нашли деятельного выхода. Они старались превратить неукротимый нрав Ломоносова в главное препятствие на пути его же организационной активности. И часто преуспевали в этом. Нетерпеливость, раздражительность Ломоносова отпугнули от него наиболее слабых духом, вызвали ответную раздражительность со стороны тех, кто посильнее.

Ломоносовские друзья, безусловно, понимали, что Ломоносов у кормила академической власти может сам достичь небывалых просветительских свершений и другим дать возможность вполне и осмысленно реализовать их творческие задатки. Он мог бы уже при жизни стать не только основоположником целых направлений в различных науках, но и руководителем сразу нескольких научных школ, которые, конкретизируя в опытах и формулах его гениальные гипотезы, сами породили бы массу плодотворных идей и направлений. Интересно, что даже Эйлер, находившийся в берлинском далеко, довольно рано почувствовал это и в письме к Шумахеру в феврале 1751 года писал: . . . перемены, предпринятые г. президентом в Академии перед его отъездом, конечно, будут для нее очень полезны; и я представляю себе, что место г. Теплова не без великой пользы будет занято г. советником Ломоносовым, если только он будет иметь дело с Канцелярией, но это весьма помешает ему в его занятиях.

Эйлера смущало только то, что организатор помешает ученому, Ломоносовских же покровителей Шувалова и Воронцова во многом смущала сама организаторская активность Ломоносова, ее размеры и напор. В середине 1750-х годов Ломоносов настоятельно доказывает им необходимость своего повышения в Академии производства либо в члены Канцелярии, либо в вице-президенты. Только посредством такого шага, справедливо рассуждал Ломоносов, стало бы возможно пресечение коварных предприятий Шумахера и его людей.

Однако со стороны это выглядело как стремление возвыситься самому и только. Покровители обещали помочь, но с помощью не торопились. 30 декабря 1754 года Ломоносов в письме к Шувалову просит, если производство невозможно, перевести его в Иностранную коллегию, так как в Академии положение его невыносимо. Патетически-скорбно звучат слова Ломоносова о том, что все содеянное и намеченное им может остаться

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Выставка «Сокровища императорского дворца Гугун» пройдет в Кремле
В рамках обменного культурного проекта с Китаем в августе 2019 года Музеи Московского Кремля откроют в пекинском Музее дворца Гугун выставку из своего собрания «Церемониалы российского императорского двора», посвященную коронациям в Кремле.
Театр наций выпускает мюзикл «Стиляги»
Государственный театр наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова выпускает мюзикл "Стиляги". Закрытый предпремьерный показ спектакля состоится в среду вечером, сообщили ТАСС в пресс-службе театра.
Российские артисты цирка завоевали бронзу на фестивале «Золотой слон»
Россияне забрали все награды за третье место Российские артисты завоевали все бронзовые награды VIII Международного фестиваля циркового искусства "Золотой слон" в Испании, передает ТАСС.
Выставка Куинджи завершилась в Третьяковской галерее
Выставка Архипа Куинджи в Третьяковской галерее завершилась 17 февраля невиданным даже для неё наплывом посетителей. Очередь растянулась на весь день.
Более 385 тыс человек посетили выставку Куинджи в Третьяковке
Выставку «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее всего посетили более 385 тысяч человек, сейчас Третьяковка открыла предварительную продажу билетов на экспозицию «Илья Репин», которая откроется 16 марта, говорится в сообщении пресс-службы галереи.
Syfy закрыл сериал «Летящие сквозь ночь» после первого сезона
Телеканал Syfy закрыл сериал «Летящие сквозь ночь» по мотивам одноименной повести Джорджа Р.Р.Мартина после первого сезона, передает Variety. Причиной закрытия стали низкие рейтинги.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика