Доколе ложными
лучами
Наш разум хочешь
ослеплять lt; . . . gt;
Народ, порабощен
обману,
Малейшие твои
дела
За ум, за
храбрость чтит избранна:
Ты
власть, ты честь, ты сил
хвала. . . lt; . . . gt;
Почтить ли токи те кровавы,
Что в Риме Сулла проливал
Достойно ль в Александре славы,
Что в Аттиле всяк злом
признал lt; . . . gt;
Слепые мы
судьи, слепые, Чудимся
таковым делам Доне ли приключенья злые Дают достоинство Царям lt; . . . gt;
О воины великосерды Явите ваших
луч добрит; Посмотрим,
коль тогда вы тверды, Как счастье возьмет поворот. lt; . . . gt;
Способность
следственна
довлеет
Завоевателями
быть.
Кто счастий
преодолеет,
Один великим
может слыть. lt; . . . gt;
Даже с первого взгляда видно, что
здесь сосредоточена этическая проблематика, которую разовьют в своих
гениальных созданиях Пушкин Медный всадник, На свете счастья нет, но есть
покой и воля. . . и др. , Достоевский Преступление и наказание, Л. Толстой
Война
и мир, статьи 1900-х годов. Боже нас упаси ставить вопрос таким образом, что
именно в Ломоносовском переложении оды Ж. Б. Руссо наши гении XIX века
почерпнули основные идеи своей нравственной и художественной философии. Но вот
то, что наши писатели XVIII века, и Ломоносов в первую голову, ставили эти
проблемы и находили для них пристойные и вещь выражающие речи, нельзя не
помнить.
Ломоносов, в силу
внутренней
логики собственного творческого развития, вплотную подошел к их поэтическому
решению. Как уже было сказано, когда вышел первый номер Полезного увеселения,
Ломоносов уже заканчивал первую часть Петра Великого, которая вышла отдельным
изданием в декабре 1760 года. В июле 1761 года также отдельным изданием вышла
Песнь
вторая.
Работу над поэмой
Ломоносов
начал примерно в 1756 году и к середине 1761 года закончил вторую часть
ее. Поэма
осталась незавершенной: дальше второй части работа не продвинулась, помешала
исключительная загруженность в Академии наук, да и самый подход к воплощению
темы и образа Петра I, наметившийся в первых двух песнях, говорил о
необычайной широте и глубине замысла, что, разумеется, требовало и времени и
особенного напряжения сил.
Петр I в понимании
Ломоносова это
творец и одновременно символ новой России, живой человек, совершивший нечто
неподвластное обыкновенному человеку, перевернувший весь жизненный уклад
огромной страны, определивший ее настоящее величие и заложивший основы величия
будущего, сотворивший мир новых культурных ценностей, создавший условия для
формирования нового
человека и
нового отношения к