lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 285


человеку, и вот это-то особенно важно учитывать, говоря о Ломоносове и вообще о русском просветительстве XVIII века сам воплотивший в себе идеал нового человека: просвещенного и страстного, сильного духом и широкого душою, увлекающегося и расчетливого и т. п. , человека мощной индивидуальности, решающей чертой которой является соединение личного и общенационального интереса.

Поэма Петр Великий должна была художественно увенчать предшествующие творческие усилия Ломоносова в создании образа царя-просветителя, предпринятые в похвальных одах, надписях, ораторской прозе. Во многом благодаря этим усилиям русское просветительство XVIII века в своих общественно-политических построениях развивалось с оглядкой на великую личность Петра I если западноевропейские просветители мыслили себе идеал государя, просвещенного монарха в неопределенном будущем, то для всех русских просветителей, за исключением Радищева, этот идеал уже был воплощен в действительности в недавнем прошлом. Причем, обращаясь к Петру I, наша общественная мысль XVIII века, начиная с Ломоносова и опять-таки во многом благодаря ему, выделяла в этом идеальном государе прежде всего его деятельный характер: если на Западе идеальный государь в представлениях великих умов эпохи это по преимуществу философ на троне, то в России сама жизнь Петра I и масштабы его дел исподволь приводили к заключению, что идеальный государь это работник на троне.

Здесь Ломоносов по прямой линии является предшественником Пушкина. При этом, конечно, необходимо учитывать, что историческая дистанция между Ломоносовым и предметом его постоянных раздумий, Петром I, была слишком мала, чтобы требовать от него пушкинского реализма, спокойствия и такта в оценках царя-просветителя. Четыре пушкинских строки:

 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник,

 

сильнее отпечатываются в сознании современного читателя и, пожалуй, больше ему сообщают, нежели все написанное Ломоносовым о Петре I. Но если бы не грандиозная по размаху и глубине первоначальная попытка Ломоносова осмыслить человека, каков не слыхан был от века, то мы, безусловно, не имели бы именно этой лапидарной пушкинской формулы, выраженной именно в этих, простых и конкретных, и одновременно всеобъемлющих терминах. Пушкинскому спокойствию в оценке Петра I спокойствие здесь в философическом, а не в житейском смысле необходимо предшествует Ломоносовский восторг. Ломоносов первым постиг всеобъемлющую душу на троне вечного. . . работника и испытал при этом что-то вроде священного ужаса.

В 1755 году, непосредственно перед началом работы над поэмой, в Слове похвальном Петру Великому он писал: Я в поле меж огнем; я в судных заседаниях между трудными рассуждениями; я в разных художествах между многоразличными махинами; я при строении городов, пристаней, каналов между бесчисленным народа множеством; я меж стенанием валов Белого, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь; везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр, но многие; и не краткая жизнь, но лет тысяча. С кем сравню великого государя. . Итак, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю. Здесь Ломоносов как бы расшифровывает знаменитую формулу Петра I, содержащуюся в его оде 1743 г. :

 

Он Бог, он Бог твой был, Россия, Он члены взял в тебе плотские, Сосед к тебе от горьких мест. . .

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Зрители раскритиковали работу звукорежиссера на концерте Пугачевой
По словам зрителя Никиты Ковтунова, работа звукорежиссера оставляла желать лучшего Зрители юбилейного концерта российской певицы Аллы Пугачевой, который состоялся 17 апреля в Кремлевском дворце, пожаловались на плохой звук.
Главная роль. Кирилл Разлогов
Гость программы "Главная роль" - Кирилл Разлогов. 41-й Московский Международный кинофестиваль.
Звезда фильма «Облачный атлас» умерла в 16 лет
В Великобритании умерла актриса кино и телевидения, фотомодель и певица Майя-Лесия Нэйлор — талантливой девушке было всего шестнадцать лет. Причина смерти актрисы, по данным британского таблоида The Sun, пока не уточняется.
Появился первый тизер сериала «Болотная тварь»
Ранее стало известно, что студия Warner Bros. внезапно прекратила съёмки первого сезона сериала «Болотная тварь» после десяти эпизодов. По данным источников, WB решила урезать расходы на производство проектов DC Universe, так как сейчас решает судьбу сервиса.
Сергей Светлаков назвал причины ухода с телеканала ТНТ
Сергей Светлаков в минувшем году покинул телеканал ТНТ вместе с коллегой Александром Незлобиным. Он рассказал об истинных причинах своего ухода.
Скончался писатель Уоррен Адлер
На 91-м году жизни скончался американский писатель и драматург Уоррен Адлер. Об этом сообщает портал Deadline. Отмечается, что он умер из-за осложнений от рака печени.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика