В
сущности, в Слове
похвальном Петру Великому содержится программа будущей поэмы: выдвинув тезис о
божественном характере творческой деятельности Петра I, он должен подтверждать
его конкретными примерами, и постепенно эти-то конкретные примеры, в которых
во всем размахе и со всей возможной детальностью обрисовывается сущность и
величие Петровых дел, выступают на первый план: . . . Коль великою
любовью, коль
горячею ревности к государю воспалялось начинающееся войско, видя его в своем
сообществе за одним столом, тую же приемлющего пищу; видя лице его, пылью и
потом покрытое; видя, что от них ничем не разнится, кроме того, что в
обучении и в трудах всех прилежнее, всех превосходное.
Именно этот
второй, иллюстративный
план составляет основу повествования в поэме Петр Великий. Прав был
Д. Д. Благой,
когда писал, что свою поэму Ломоносов строил как произведение историческое. В
этом пункте Ломоносов выступал как подлинный новатор: . . . если Бухало считал,
что эпос величавый требует непременно вымысла, высокой выдумки и роя
мифических прикрас, если он предостерегал эпического поэта от перегрузки
сюжета событиями и от подраягания историкам спесивым, то Ломоносов, наперекор
теории французского классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут
истинны
дела, то есть как раз именно события, и притом подлинно исторические. Уже в
первых двух песнях Ломоносов, подобно историку спесивому, скрупулезно точен в
изложении. Перед ним встает трудная задача соединения в художественное целое
педантизма историка и высокой выдумки поэта. Вряд ли стоит гадать, удался бы
ему этот синтез или нет. Здесь уместно напомнить слова И. И. Шувалова о том,
что Петр Великий остался незавершенным, так как Ломоносов был много занят, и
время для фантазии было очень близко. Очевидно, Ломоносовский патрон не
только свое мнение высказывал: Ломоносов и сам должен был понимать, что
хронологическая дистанция между ним и Петром I была еще очень близка к тому же
была жива дочь Петра и время для фантазии, то есть для свободного
художественного освоения материала, еще не приспело. Отношение к поэме
современников и ближайших потомков было противоречивым. Н И Новиков причислял
Петра
Великого к произведениям Ломоносова обессмертившим его имя А П. Сумароков по
обыкновению ругательной эпиграммой раскритиковал поэму Молодой Г Р. Державин
выступил в защиту Ломоносова и отвечал Сумарокову своей эпиграммой. А. Н.
Радищев
считал, что Ломоносов томился в эпопее ср. шуваловское суждение о том что
время
ля сЬантазии было очень близко Н М Карамзин не увидел в поэме Ломоносова того
богатства идей, того всеобъемлющего взора, искусства и вкуса,
КОТОПКТР МЖМКТ т
ТАТЯ МПРТТСТЯ R ТТРММЯ КЯПТММКТ МП Я RCTRPMMOPO ММПЯ М RORKTMTPMMKTX МП ИМС
KMX
страстей Высоко оценивал Ломоносовскую
поэму К Н Батюшков Несправедлив и обиден
отзыв В Г
Белинского о Петре
Великом как о поэмедикой и напыщенной fобъяснить
это отчасти можно тем
обстоятельством что Белинский воевал с литературными
к
ТЛЯ КАМО МТЛ ЛМ КУГОТЛТ-
Т 7гТЛТТМТЛОРЯ П. ТТТТТЛЯ RH ТТчТСТХТТЯТТ- ОТ Т
Лf Т-Т Т Т ирл. г ttq тэг
Ломоносове Пушкин не
оставил прямых высказываний о Ломоносовской
поэме однако его недвусмысленная опенка Петра Великого содержится в
цитированных выше Стансах ГАВ надежде славы и добра 1826а также Полтаве П82Ю
Медном
всаднике П833 Пире Петра Первого 1835 и Истории Петра I 1835
Если бросить общий взгляд на
стихотворные произведения Ломоносова 1751-1761 годов, то итоговая картина
получится не совсем
утешительная в том смысле, что обещанный поэтический эквивалент единодушного
легиона доводов в них как-то не очень просматривается. Действительно: в
торжественных одах свое понимание нравственно-политической истины ему
приходилось приписывать, едва ли не навязывать Елизавете; поэма Петр Великий
осталась незавершенной, а разница между портретом и моделью даже в написанных
двух песнях очевидна. В общем, поэтическим доводам Ломоносова недостает
именно единодушия. А ведь именно единодушие-то и было здесь обещано.