lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 286


В сущности, в Слове похвальном Петру Великому содержится программа будущей поэмы: выдвинув тезис о божественном характере творческой деятельности Петра I, он должен подтверждать его конкретными примерами, и постепенно эти-то конкретные примеры, в которых во всем размахе и со всей возможной детальностью обрисовывается сущность и величие Петровых дел, выступают на первый план: . . . Коль великою любовью, коль горячею ревности к государю воспалялось начинающееся войско, видя его в своем сообществе за одним столом, тую же приемлющего пищу; видя лице его, пылью и потом покрытое; видя, что от них ничем не разнится, кроме того, что в обучении и в трудах всех прилежнее, всех превосходное.

Именно этот второй, иллюстративный план составляет основу повествования в поэме Петр Великий. Прав был Д. Д. Благой, когда писал, что свою поэму Ломоносов строил как произведение историческое. В этом пункте Ломоносов выступал как подлинный новатор: . . . если Бухало считал, что эпос величавый требует непременно вымысла, высокой выдумки и роя мифических прикрас, если он предостерегал эпического поэта от перегрузки сюжета событиями и от подраягания историкам спесивым, то Ломоносов, наперекор теории французского классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут истинны дела, то есть как раз именно события, и притом подлинно исторические. Уже в первых двух песнях Ломоносов, подобно историку спесивому, скрупулезно точен в изложении. Перед ним встает трудная задача соединения в художественное целое педантизма историка и высокой выдумки поэта. Вряд ли стоит гадать, удался бы ему этот синтез или нет. Здесь уместно напомнить слова И. И. Шувалова о том, что Петр Великий остался незавершенным, так как Ломоносов был много занят, и время для фантазии было очень близко. Очевидно, Ломоносовский патрон не только свое мнение высказывал: Ломоносов и сам должен был понимать, что хронологическая дистанция между ним и Петром I была еще очень близка к тому же была жива дочь Петра и время для фантазии, то есть для свободного художественного освоения материала, еще не приспело. Отношение к поэме современников и ближайших потомков было противоречивым. Н И Новиков причислял Петра Великого к произведениям Ломоносова обессмертившим его имя А П. Сумароков по обыкновению ругательной эпиграммой раскритиковал поэму Молодой Г Р. Державин выступил в защиту Ломоносова и отвечал Сумарокову своей эпиграммой. А. Н. Радищев считал, что Ломоносов томился в эпопее ср. шуваловское суждение о том что время ля сЬантазии было очень близко Н М Карамзин не увидел в поэме Ломоносова того богатства идей, того всеобъемлющего взора, искусства и вкуса,

КОТОПКТР МЖМКТ т ТАТЯ МПРТТСТЯ R ТТРММЯ КЯПТММКТ МП Я RCTRPMMOPO ММПЯ М RORKTMTPMMKTX МП ИМС KMX

страстей Высоко оценивал Ломоносовскую поэму К Н Батюшков Несправедлив и обиден

отзыв В Г Белинского о Петре Великом как о поэмедикой и напыщенной fобъяснить

это отчасти можно тем обстоятельством что Белинский воевал с литературными

к

ТЛЯ КАМО МТЛ ЛМ КУГОТЛТ- Т 7гТЛТТМТЛОРЯ П. ТТТТТЛЯ RH ТТчТСТХТТЯТТ- ОТ Т Лf Т-Т Т Т ирл. г ttq тэг

Ломоносове Пушкин не оставил прямых высказываний о Ломоносовской поэме однако его недвусмысленная опенка Петра Великого содержится в цитированных выше Стансах ГАВ надежде славы и добра 1826а также Полтаве П82Ю Медном всаднике П833 Пире Петра Первого 1835 и Истории Петра I 1835

 

Если бросить общий взгляд на стихотворные произведения Ломоносова 1751-1761 годов, то итоговая картина получится не совсем утешительная в том смысле, что обещанный поэтический эквивалент единодушного легиона доводов в них как-то не очень просматривается. Действительно: в торжественных одах свое понимание нравственно-политической истины ему приходилось приписывать, едва ли не навязывать Елизавете; поэма Петр Великий осталась незавершенной, а разница между портретом и моделью даже в написанных двух песнях очевидна. В общем, поэтическим доводам Ломоносова недостает именно единодушия. А ведь именно единодушие-то и было здесь обещано.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Путин поздравил народную артистку РСФСР Ирину Скобцеву с 90-летием
Президент России Владимир Путин поздравил советскую и российскую артистку РСФСР Ирину Скобцеву с 90-летним юбилеем. Телеграмма опубликована на официальном сайте Кремля. Российский лидер отметил десятки блестяще сыгранных ролей и большую педагогическую работу во ВГИКЕ Ирины Константиновны.
День города в Самаре: появилась полная программа мероприятий
В день рождения Самары поставят 5 площадок, где проведут различные развлекательные мероприятия. Возле бассейна ЦСКА расположится площадка «Спортивная Самара», на которой пройдет Спартакиада среди спортивных команд по дворовому мини-футболу, настольному теннису, шашкам и дартсу.
В Казани назвали имена лауреатов премии «Звездный билет-2017»
Григорий Медведев и Элиас Файнгерш стали обладателями "Звездного билета-2017" В рамках официального открытия XI Литературно-музыкального фестиваля "Аксенов-фест" в театре им. Галиаскара Камала прошла церемония награждения победителей премии "Звездный билет-2017".
Владимир Владимиров передал новое фортепиано Сергею Давыдченко
Руководитель региона навестил Сергея в станице Александрийской Георгиевского района во время рабочей поездки и передал новое фортепиано, призванное заменить то, что было повреждено во время майского паводка.
Дмитрий Борисов пообещал зрителям обновить программу «Пусть говорят»
Телеведущий впервые поделился своими переживаниями по поводу нового назначения Денис ПЕТЛЮЧЕНКО / 21 августа До того, как Малахов рассказал о своей новой должности, Дмитрий Борисов молчал о своей роли в программе "Пусть говорят".
Художник-абстракционист Карл Отто Гёц скончался на 104-м году жизни
Художник-абстракционист Карл Отто Гёц, стоявший у истоков немецкого информализма, ушел из жизни в возрасте 103 лет. О смерти художника сообщает Deutsche Welle.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика