lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 286


В сущности, в Слове похвальном Петру Великому содержится программа будущей поэмы: выдвинув тезис о божественном характере творческой деятельности Петра I, он должен подтверждать его конкретными примерами, и постепенно эти-то конкретные примеры, в которых во всем размахе и со всей возможной детальностью обрисовывается сущность и величие Петровых дел, выступают на первый план: . . . Коль великою любовью, коль горячею ревности к государю воспалялось начинающееся войско, видя его в своем сообществе за одним столом, тую же приемлющего пищу; видя лице его, пылью и потом покрытое; видя, что от них ничем не разнится, кроме того, что в обучении и в трудах всех прилежнее, всех превосходное.

Именно этот второй, иллюстративный план составляет основу повествования в поэме Петр Великий. Прав был Д. Д. Благой, когда писал, что свою поэму Ломоносов строил как произведение историческое. В этом пункте Ломоносов выступал как подлинный новатор: . . . если Бухало считал, что эпос величавый требует непременно вымысла, высокой выдумки и роя мифических прикрас, если он предостерегал эпического поэта от перегрузки сюжета событиями и от подраягания историкам спесивым, то Ломоносов, наперекор теории французского классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут истинны дела, то есть как раз именно события, и притом подлинно исторические. Уже в первых двух песнях Ломоносов, подобно историку спесивому, скрупулезно точен в изложении. Перед ним встает трудная задача соединения в художественное целое педантизма историка и высокой выдумки поэта. Вряд ли стоит гадать, удался бы ему этот синтез или нет. Здесь уместно напомнить слова И. И. Шувалова о том, что Петр Великий остался незавершенным, так как Ломоносов был много занят, и время для фантазии было очень близко. Очевидно, Ломоносовский патрон не только свое мнение высказывал: Ломоносов и сам должен был понимать, что хронологическая дистанция между ним и Петром I была еще очень близка к тому же была жива дочь Петра и время для фантазии, то есть для свободного художественного освоения материала, еще не приспело. Отношение к поэме современников и ближайших потомков было противоречивым. Н И Новиков причислял Петра Великого к произведениям Ломоносова обессмертившим его имя А П. Сумароков по обыкновению ругательной эпиграммой раскритиковал поэму Молодой Г Р. Державин выступил в защиту Ломоносова и отвечал Сумарокову своей эпиграммой. А. Н. Радищев считал, что Ломоносов томился в эпопее ср. шуваловское суждение о том что время ля сЬантазии было очень близко Н М Карамзин не увидел в поэме Ломоносова того богатства идей, того всеобъемлющего взора, искусства и вкуса,

КОТОПКТР МЖМКТ т ТАТЯ МПРТТСТЯ R ТТРММЯ КЯПТММКТ МП Я RCTRPMMOPO ММПЯ М RORKTMTPMMKTX МП ИМС KMX

страстей Высоко оценивал Ломоносовскую поэму К Н Батюшков Несправедлив и обиден

отзыв В Г Белинского о Петре Великом как о поэмедикой и напыщенной fобъяснить

это отчасти можно тем обстоятельством что Белинский воевал с литературными

к

ТЛЯ КАМО МТЛ ЛМ КУГОТЛТ- Т 7гТЛТТМТЛОРЯ П. ТТТТТЛЯ RH ТТчТСТХТТЯТТ- ОТ Т Лf Т-Т Т Т ирл. г ttq тэг

Ломоносове Пушкин не оставил прямых высказываний о Ломоносовской поэме однако его недвусмысленная опенка Петра Великого содержится в цитированных выше Стансах ГАВ надежде славы и добра 1826а также Полтаве П82Ю Медном всаднике П833 Пире Петра Первого 1835 и Истории Петра I 1835

 

Если бросить общий взгляд на стихотворные произведения Ломоносова 1751-1761 годов, то итоговая картина получится не совсем утешительная в том смысле, что обещанный поэтический эквивалент единодушного легиона доводов в них как-то не очень просматривается. Действительно: в торжественных одах свое понимание нравственно-политической истины ему приходилось приписывать, едва ли не навязывать Елизавете; поэма Петр Великий осталась незавершенной, а разница между портретом и моделью даже в написанных двух песнях очевидна. В общем, поэтическим доводам Ломоносова недостает именно единодушия. А ведь именно единодушие-то и было здесь обещано.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Жириновский сыграет Фамусова в спектакле «Горе от ума»
Депутат Госдумы, лидер партии ЛДПР, кандидат в президенты РФ Владимир Жириновский появится на сцене Московского театра «Школа современной пьесы».
Скончался создатель «Полицейской академии»
Известный американский режиссер и сценарист скончался на 75-м году жизни В США умер режиссер и сценарист Хью Уилсон.
Сюжет фильма «Соло. Звездные войны: Истории» раскрыли в Disney
Компания Disney рассказала о сюжете приключенческого фильма о контрабандисте Хане Соло — одном из главных героев «Звездных войн».
Нарышкин: память о революции 1917 года перестала разделять общество
Директор Службы внешней разведки РФ и председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин заявил, что память о революционных событиях 1917 года перестала разделять российское общество.
Кира Найтли пожаловалась на изнасилования в современных фильмах
Знаменитая британская актриса Кира Найтли во время последнего интервью пожаловалась на частые изнасилования в фильмах.
Утерянное полотно Рембрандта хотели продать за бесценок
Три жителя американского города Тинека (штат Нью-Джерси) хотели продать утерянную картину Рембрандта за 800 долларов.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика