lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 286


В сущности, в Слове похвальном Петру Великому содержится программа будущей поэмы: выдвинув тезис о божественном характере творческой деятельности Петра I, он должен подтверждать его конкретными примерами, и постепенно эти-то конкретные примеры, в которых во всем размахе и со всей возможной детальностью обрисовывается сущность и величие Петровых дел, выступают на первый план: . . . Коль великою любовью, коль горячею ревности к государю воспалялось начинающееся войско, видя его в своем сообществе за одним столом, тую же приемлющего пищу; видя лице его, пылью и потом покрытое; видя, что от них ничем не разнится, кроме того, что в обучении и в трудах всех прилежнее, всех превосходное.

Именно этот второй, иллюстративный план составляет основу повествования в поэме Петр Великий. Прав был Д. Д. Благой, когда писал, что свою поэму Ломоносов строил как произведение историческое. В этом пункте Ломоносов выступал как подлинный новатор: . . . если Бухало считал, что эпос величавый требует непременно вымысла, высокой выдумки и роя мифических прикрас, если он предостерегал эпического поэта от перегрузки сюжета событиями и от подраягания историкам спесивым, то Ломоносов, наперекор теории французского классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут истинны дела, то есть как раз именно события, и притом подлинно исторические. Уже в первых двух песнях Ломоносов, подобно историку спесивому, скрупулезно точен в изложении. Перед ним встает трудная задача соединения в художественное целое педантизма историка и высокой выдумки поэта. Вряд ли стоит гадать, удался бы ему этот синтез или нет. Здесь уместно напомнить слова И. И. Шувалова о том, что Петр Великий остался незавершенным, так как Ломоносов был много занят, и время для фантазии было очень близко. Очевидно, Ломоносовский патрон не только свое мнение высказывал: Ломоносов и сам должен был понимать, что хронологическая дистанция между ним и Петром I была еще очень близка к тому же была жива дочь Петра и время для фантазии, то есть для свободного художественного освоения материала, еще не приспело. Отношение к поэме современников и ближайших потомков было противоречивым. Н И Новиков причислял Петра Великого к произведениям Ломоносова обессмертившим его имя А П. Сумароков по обыкновению ругательной эпиграммой раскритиковал поэму Молодой Г Р. Державин выступил в защиту Ломоносова и отвечал Сумарокову своей эпиграммой. А. Н. Радищев считал, что Ломоносов томился в эпопее ср. шуваловское суждение о том что время ля сЬантазии было очень близко Н М Карамзин не увидел в поэме Ломоносова того богатства идей, того всеобъемлющего взора, искусства и вкуса,

КОТОПКТР МЖМКТ т ТАТЯ МПРТТСТЯ R ТТРММЯ КЯПТММКТ МП Я RCTRPMMOPO ММПЯ М RORKTMTPMMKTX МП ИМС KMX

страстей Высоко оценивал Ломоносовскую поэму К Н Батюшков Несправедлив и обиден

отзыв В Г Белинского о Петре Великом как о поэмедикой и напыщенной fобъяснить

это отчасти можно тем обстоятельством что Белинский воевал с литературными

к

ТЛЯ КАМО МТЛ ЛМ КУГОТЛТ- Т 7гТЛТТМТЛОРЯ П. ТТТТТЛЯ RH ТТчТСТХТТЯТТ- ОТ Т Лf Т-Т Т Т ирл. г ttq тэг

Ломоносове Пушкин не оставил прямых высказываний о Ломоносовской поэме однако его недвусмысленная опенка Петра Великого содержится в цитированных выше Стансах ГАВ надежде славы и добра 1826а также Полтаве П82Ю Медном всаднике П833 Пире Петра Первого 1835 и Истории Петра I 1835

 

Если бросить общий взгляд на стихотворные произведения Ломоносова 1751-1761 годов, то итоговая картина получится не совсем утешительная в том смысле, что обещанный поэтический эквивалент единодушного легиона доводов в них как-то не очень просматривается. Действительно: в торжественных одах свое понимание нравственно-политической истины ему приходилось приписывать, едва ли не навязывать Елизавете; поэма Петр Великий осталась незавершенной, а разница между портретом и моделью даже в написанных двух песнях очевидна. В общем, поэтическим доводам Ломоносова недостает именно единодушия. А ведь именно единодушие-то и было здесь обещано.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Большой театр готовит около десяти премьер в новом сезоне
Около 10 премьер ожидается в новом 242-м сезоне Большого театра, который откроется балетом "Забытая земля" на музыку Бриттена и оперой Генделя "Альцина", об этом сообщил на пресс-конференции в четверг гендиректор ГАБТа Владимир Урин.
Путин подарил Калягину на юбилей книгу о Бразилии
В качестве подарка Владимир Путин преподнес артисту книгу о первой российской экспедиции в Бразилию. Президент также отметил вклад Калягина в сохранение традиций отечественного искусства и пожелал ему здоровья. Накануне Путин вручил Калягину орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Гитарист The Rolling Stones Ронни Вуд перенес операцию на легком
Врачи сделали гитаристу британских рокеров The Rolling Stones Ронни Вуду операцию на поврежденном легком. Состояние 69-летнего музыканта оценивается как удовлетворительное.
Мединский отказался комментировать обыск в «Гоголь-центре»
Как сообщает Life, прокомментировать эти события журналисты попросили его на фестивале «Интермузей». Мединский отказался от комментариев, пояснив, что отвлекаться от «Интермузея» было бы неуместно.
Путин поздравил Калягина с 75-летним юбилеем
Президент РФ отметил щедрый талант и вдохновенный творческий труд художественного руководителя московского театра Et Cetera Президент России Владимир Путин поздравил с 75-летним юбилеем народного артиста РФ, художественного руководителя московского театра Et Cetera Александра Калягина.
«Гениальный артист»: коллеги поздравляют Александра Калягина с юбилеем
Вспомнил об этом сегодня и Владимир Путин, который подарил артисту книгу — отчет о первой экспедиции в Бразилию. Калягин в свою очередь пригласил президента в свой театр Et Сetera на премьеру нового спектакля «Ревизор». Народный артист сыграет в нем Хлестакова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика