lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 289


Ломоносов вводит предысторию образа в текст поэмы. Это интеллектуальная разминка для читателя, который активно вовлечен в творческую работу; поэма как бы рождается у него на глазах:

 

Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь; И ныне от Нея на верх их возвращаюсь. Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, не злату, но Стеклу.

 

Ломоносов четко обозначил рубеж, за которым начинается собственно-поэтический мир его поэмы. Он развивается по своим непривычным законам. Здесь действуют свои, необычные представления о материальных и духовных ценностях. Здесь свой отсчет времени: чтобы измерить его, нужны особые часы, на циферблате которых были бы отложены не минуты, но тысячелетия, часы, котяре могли бы идти и против часовой стрелки, когда это потребуется. Стекло здесь не только одно из соединений кремния, но и дар божественный, средоточие всех мировых связей.

Я возвращаюсь на Парнас это сигнал читателю напрячь всю силу соображения, которая есть душевное дарование с одною вещаю, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные. Только при таком условии и возможен дальнейший разговор, иначе мир, в который входит читатель, может показаться непонятным для его обыденного сознания. Ведь купно со Стеклом в его предметном значении здесь приходится сообразить и другие вещи, лишь в данном контексте сопряженные с ним: прочность истинного счастья, несокрушимую жизненную стойкость, перед которой бессильна даже самая грозная стихия огонь:

 

Не должно тленности примером тое быть, Чего и сильный огнь не может разрушить, Других вещей земных конечный разделитель. Стекло им рождено; огонь его родитель.

 

С точки зрения житейской логики эти строки так же, как и предшествующие им полны несообразностей, натяжек. Обыденное сознание наивно полагает, что предмет, о котором идет речь, принципиально не может вызвать подобных ассоциаций. Читатель еще не подозревает, что как раз с этой его установкой на окончательную неоспоримость его суждения и ведется борьба. При этом Ломоносов прекрасно понимает, что близкий предел читательской философии положен ограниченным, несвободным представлением о самом предмете, который и становится ареной борьбы, местом, где сталкиваются два мнения. Это очень важное качество Ломоносовского художественного мышления. Здесь Ломоносов глубоко оригинален: во главу угла ставится не логическая дискредитация чужой точки зрения на какое-либо явление реального мира, но изображение его.

У Ломоносова физическая стихия сразу же оказывается человечески опредмеченной:

 

Стекло им рождено; огонь его родитель.

 

Мы присутствуем при сотворении художественного мира поэмы. Стекло вступает в новую систему связей. Художественное подтверждение родительских прав огня дается в своеобразной космогонии произведения.

Говоря в данном случае о Ломоносовской космогонии, мы не имеем в виду намекнуть

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
У почтальона Печкина после 40 лет одиночества появится любимая женщина
У почтальона Печкина после 40 лет одиночества появится любимая женщина Создатели нового "Простоквашино" поделились неожиданными подробностями сюжета мультсериала.
YouTube заблокировал клип рэпера Хаски «Иуда»
Клип музыканта Дмитрия Кузнецова, известного под сценическим псевдонимом Хаски, больше не доступен на YouTube.
Умер сценарист вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»
Господин Голдман наиболее известен в качестве автора сценария одного из самых известных вестернов «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», за который получил «Оскар».
Виктор Коротич стал лауреатом Национальной оперной премии «Онегин»
Оперный певец Виктор Коротич, дебютировавший на сцене театра «Зазеркалье» с партией Грязного в «Царской невесте», получил высшую награду – премию «Онегин».
Владимир Путин выступил на гала-открытии Культурного форума
Глава государства Владимир Путин прибыл в Петербург и выступил на гала-открытии VII Международного культурного форума.
Сиквел «Фантастических тварей» возглавил российский прокат
Фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» возглавил российский прокат, собрав 141 млн рублей в день премьеры.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика