lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 289


Ломоносов вводит предысторию образа в текст поэмы. Это интеллектуальная разминка для читателя, который активно вовлечен в творческую работу; поэма как бы рождается у него на глазах:

 

Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь; И ныне от Нея на верх их возвращаюсь. Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, не злату, но Стеклу.

 

Ломоносов четко обозначил рубеж, за которым начинается собственно-поэтический мир его поэмы. Он развивается по своим непривычным законам. Здесь действуют свои, необычные представления о материальных и духовных ценностях. Здесь свой отсчет времени: чтобы измерить его, нужны особые часы, на циферблате которых были бы отложены не минуты, но тысячелетия, часы, котяре могли бы идти и против часовой стрелки, когда это потребуется. Стекло здесь не только одно из соединений кремния, но и дар божественный, средоточие всех мировых связей.

Я возвращаюсь на Парнас это сигнал читателю напрячь всю силу соображения, которая есть душевное дарование с одною вещаю, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные. Только при таком условии и возможен дальнейший разговор, иначе мир, в который входит читатель, может показаться непонятным для его обыденного сознания. Ведь купно со Стеклом в его предметном значении здесь приходится сообразить и другие вещи, лишь в данном контексте сопряженные с ним: прочность истинного счастья, несокрушимую жизненную стойкость, перед которой бессильна даже самая грозная стихия огонь:

 

Не должно тленности примером тое быть, Чего и сильный огнь не может разрушить, Других вещей земных конечный разделитель. Стекло им рождено; огонь его родитель.

 

С точки зрения житейской логики эти строки так же, как и предшествующие им полны несообразностей, натяжек. Обыденное сознание наивно полагает, что предмет, о котором идет речь, принципиально не может вызвать подобных ассоциаций. Читатель еще не подозревает, что как раз с этой его установкой на окончательную неоспоримость его суждения и ведется борьба. При этом Ломоносов прекрасно понимает, что близкий предел читательской философии положен ограниченным, несвободным представлением о самом предмете, который и становится ареной борьбы, местом, где сталкиваются два мнения. Это очень важное качество Ломоносовского художественного мышления. Здесь Ломоносов глубоко оригинален: во главу угла ставится не логическая дискредитация чужой точки зрения на какое-либо явление реального мира, но изображение его.

У Ломоносова физическая стихия сразу же оказывается человечески опредмеченной:

 

Стекло им рождено; огонь его родитель.

 

Мы присутствуем при сотворении художественного мира поэмы. Стекло вступает в новую систему связей. Художественное подтверждение родительских прав огня дается в своеобразной космогонии произведения.

Говоря в данном случае о Ломоносовской космогонии, мы не имеем в виду намекнуть

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика