lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 295


кастилец, испанский завоеватель, не будучи в состоянии выработать собственного свободного суждения о пользе, необходимо должен поступать как деспот и по отношению к другим, то есть быть вредным для них. Сам раб, он делает рабами и других. От одной разновидности зла происходит другая:

 

О коль великий вред От зла рождалось зло Виной толиках бед бывало ли Стекло

 

Поразительно это внезапное появление Стекла Ведь в разбираемом отрывке оно присутствовало, но негативно. И вот теперь оно предстает перед людьми в тот момент, когда бунт темных, иррациональных сил грозит уничтожить художественный космос поэмы. Композиционно это появление Стекла соотнесено с его рождением и так же, как прежде, связано с мировой катастрофой. Если результатом былой катастрофы стало рождение Стекла, а также выход смертных из естественного состояния, то теперь для людей вопрос стоит об овладении миром, а для Стекла о возрождении в качестве универсального средства познания орудие овладения.

Опять-таки не случайно Ломоносов вводит далее краткий пассаж о зрении и об очках. Читателю, если он плохо видит, необходимо усилить зрение ослабленных очей; ибо

 

Померкшее того не представляет чувство, Что кажет в тонкостях натура и искусство.

 

Ломоносов как бы намекает, что вещи, которые он собирается показать, сможет увидеть только человек с зорким взглядом.

История восхождения человека по ступеням познания возвращает нас в глубокую древность все к той же мифологической эпохе, когда из недр земных родясь, произошло, любезное дитя, прекрасное Стекло. Просто удивительна эта последовательность Ломоносова: он настойчиво предлагает искать пружину действия произведения в одном и том же месте. Прометей, по Ломоносову, первым из людей именно посредством Стекла овладел небесным огнем. Ему же первому из людей страдания за этот подвиг были отпущены полной мерой. Вся последующая история овладения огнем история борьбы со свирепыми невеждами.

В Ломоносовской трактовке человека, подвижническая деятельность титанов духа Прометея, Христа, Аристарха Самосского, Коперника представляет вот какой интерес. Их предельное одиночество и мученическая судьба это, по Ломоносову, вторичный момент. Они не могут не находиться в подобном положении, ибо они духовно свободные люди, живущие среди рабов. Больше того, они сами идут на муки, так как в них любовь к истине преобладает над всеми остальными чувствами. При ближайшем рассмотрении истина оказывается гуманной в самой своей основе. Она состоит в признании и познании единства законов природы, что в конечном счете ведет к господству человечества во Вселенной:

 

В благословенный наш и просвещенный век Чего не мог дойти по оным человек

 

В свете этого качества истины, во всей их деятельности активное начало берет верх. Они не пассивные мученики, но борцы. Их борьба с врагами истины за людей, за их духовное освобождение, уже сама по себе есть истина. Борьба есть универсальный способ существования мира.

От страха перед земным огнем незнанием к овладению огненной Вселенной знание: такова нравственная и познавательная перспектива, которая открывается перед Человеком поэмы.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Грузовик с группой Hurts задержали на польско-украинской границе
К сожалению, наш грузовик был задержан на границе и обслужен очень поздно.
Актеру Федору Добронравову запретили въезд на Украину
Служба безопасности Украины (СБУ) запретила на три года въезд в страну российскому актеру Федору Добронравову за посещение Крыма.
Хибла Герзмава выступит в Доме музыки в память о Хворостовском
Концерт Герзмавы (сопрано) и Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова состоится 23 ноября в Доме музыки в Светлановском зале.
Опустела без тебя земля. Нетребко почтила память Хворостовского
Оперная певица Анна Нетребко почтила память своего коллеги Дмитрия Хворостовского, который скончался в Лондоне, песней "Нежность".
Эмилия Кларк грязно высказалась о сексе в «Игре престолов»
Известная британская киноактриса Эмилия Кларк грязно высказалась о вопросах секса в «Игре престолов».
Хворостовский перед смертью потерял голос
Умерший от онкологического заболевания певец Дмитрий Хворостовский перед кончиной лишился голоса.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика