lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 309


сложившейся в XV-XVI веках теории, утверждавшей: Москва третий Рим, четвертому же
Риму не бытии, и выводившей русских государей уже не из варяг, а из Рима они, мол,
потомки императора Августа варяги в эту пору были уже недостаточно солидными
предками. Причем столь утилитарный подход к истории не одной допетровской Руси был
свойствен: и в западноевропейских странах политика редактировала историю. Петровские
реформы коснулись и исторических воззрений. Петр I сам показал русским людям пример
принципиально нового исторического кругозора. Если, скажем, идея третьего Рима, хотя и
допускала известную динамику исторического процесса, предшествовавшего воцарению
Ивана Грозного, была рассчитана на статическое мышление, удовлетворяющееся
статическим же результатом четвертому Риму не бытии, то взгляд Петра I на историю был
качественно иным. В соответствии с этим взглядом Россия должна была стать высшей, но не
последней ступенькой в развитии мировой истории. Вот как излагал мысли русского
самодержца по этому поводу, обращенные к подданным, один западноевропейский
дипломат: Историки, говорил Петр I, полагают колыбель всех знаний в Греции,
откуда по превратности времен они. . . перешли в Италию, а потом распространились было и
по всем европейским землям. . . Теперь очередь приходит до нас, если только вы поддержите
меня в моих важных предприятиях, будете слушаться без всяких оговорок. . . Указанное выше
передвижение наук я приравниваю к обращению крови в человеческом теле, и сдается мне,
что со временем они оставят теперешнее свое местопребывание в Англии, Франции и
Германии продержатся несколько веков v нас а затем возвратятся в истинное свое отечество
-в Грецию.

Новый подход к истории, в котором на первое место выдвигался просветительский вклад того или иного народа в сокровищницу мировой культуры, довольно скоро утвердился в русских умах. Он требовал новых методов осмысления исторических данных, точнее: соединения материалов, содержащихся в источниках, с рационалистической теорией. В этом смысле первым русским историком должно считать Василия Никитича Татищева 16861750, которого, впрочем, сам Петр I, по словам Пушкина, невзлюбил за легкомыслие и вольнодумство. В 1739 году Татищев представил в Петербургскую Академию наук рукопись своей Истории Российской. Однако ж ему не довелось увидеть свой труд напечатанным: только лишь тридцать лет спустя она поступила в типографию, да и то вопреки Академии. Одной из причин проволочки стало именно вольнодумство автора, что он сам и засвидетельствовал впоследствии: . . . явились некоторые с тяжким порицанием, якобы я в ней то есть в Истории Российской. Е. Л. православную веру и закон опровергал.

Но главной причиной злоключений Истории Российской следует назвать не тяжкие порицания домашних ревнителей православия, а резкое противодействие немецкой академической партии, которая в ту пору вершила всеми научными делами в России. Ведь 1739 год это зенит бироновщины. До воцарения Елизаветы остается целых два года. Ломоносов еще в Германии, доучивается у Вольфа и только собирается переехать к Ганкелю. . . Кроме того, за четыре года до завершения Татищевым Истории Российской в четвертом томе академических Комментариев за 1735 год появилась статья профессора Готлиба Зигфрида Байера 1694-1738 О варягах, в которой впервые в общих чертах была изложена теория норманнского происхождения русской государственности.

С самого начала вплоть до наших дней и норманисты и их оппоненты, хотят они того или нет, участвуют не только в научном, но и в политическом споре. Один из крупнейших советских историков М. А. Алпатов, изучая этот вопрос, пришел к следующим выводам: Выдвижение России в первый ряд европейских государств было встречено на Западе с удивлением и враждебностью. История международных отношений рассказывает о той неприязни и высокомерии, с которыми встретилась там петровская и послепетровская Россия. Академики-немцы были представителями этого, западного, взгляда на Россию. Русский национальный подъем и бироновское засилье в России неизбежно должны были столкнуться. Немало искр столкновение это высекло в сфере политики. Эхо борьбы громко

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
«Голос» «Радионяни» Левенбук рассказал о дружбе с Эдуардом Успенским
85-летний советский, российский актер и театральный режиссер Александр Семенович Левенбук, известный каждому советскому человеку как один из "голосов" легендарной "Радионяни", поделился своими воспоминаниями об ушедшем вчера писателе Эдуарде Успенском.
Умер актер из сериала «Каменская»
Скончался народный артист Беларуси Николай Кириченко.
Скончался создатель Чебурашки и Дяди Федора
Среди наиболее известных: "Антошка", "Рыжий, рыжий, конопатый", "Ивашка из Дворца пионеров", "Про Сидорова Вову", "Пластилиновая ворона", "Следствие ведут Колобки" Успенский также стоял у истоков детских телевизионных программ "Спокойной ночи, малыши !" и "АБВГДейка".
Екатеринбург примет фестиваль японской культуры
Посольство Японии в Москве выбрало Екатеринбург как один из городов, где пройдет масштабный фестиваль культуры страны восходящего солнца.
Опубликован тизер сериала «Романовы» о потомках царской семьи
Опубликован тизер нового сериала «Романовы», о потомках российской императорской семьи.
Фильмы Быкова и Мещаниновой покажут на кинофестивале в Торонто
Картины "Завод" и "Сердце мира" попали в программу "Современное мировое кино" Фильмы российских режиссеров Юрия Быкова и Натальи Мещаниновой представят на 43-м Международном кинофестивале в Торонто.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика