lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 309


сложившейся в XV-XVI веках теории, утверждавшей: Москва третий Рим, четвертому же
Риму не бытии, и выводившей русских государей уже не из варяг, а из Рима они, мол,
потомки императора Августа варяги в эту пору были уже недостаточно солидными
предками. Причем столь утилитарный подход к истории не одной допетровской Руси был
свойствен: и в западноевропейских странах политика редактировала историю. Петровские
реформы коснулись и исторических воззрений. Петр I сам показал русским людям пример
принципиально нового исторического кругозора. Если, скажем, идея третьего Рима, хотя и
допускала известную динамику исторического процесса, предшествовавшего воцарению
Ивана Грозного, была рассчитана на статическое мышление, удовлетворяющееся
статическим же результатом четвертому Риму не бытии, то взгляд Петра I на историю был
качественно иным. В соответствии с этим взглядом Россия должна была стать высшей, но не
последней ступенькой в развитии мировой истории. Вот как излагал мысли русского
самодержца по этому поводу, обращенные к подданным, один западноевропейский
дипломат: Историки, говорил Петр I, полагают колыбель всех знаний в Греции,
откуда по превратности времен они. . . перешли в Италию, а потом распространились было и
по всем европейским землям. . . Теперь очередь приходит до нас, если только вы поддержите
меня в моих важных предприятиях, будете слушаться без всяких оговорок. . . Указанное выше
передвижение наук я приравниваю к обращению крови в человеческом теле, и сдается мне,
что со временем они оставят теперешнее свое местопребывание в Англии, Франции и
Германии продержатся несколько веков v нас а затем возвратятся в истинное свое отечество
-в Грецию.

Новый подход к истории, в котором на первое место выдвигался просветительский вклад того или иного народа в сокровищницу мировой культуры, довольно скоро утвердился в русских умах. Он требовал новых методов осмысления исторических данных, точнее: соединения материалов, содержащихся в источниках, с рационалистической теорией. В этом смысле первым русским историком должно считать Василия Никитича Татищева 16861750, которого, впрочем, сам Петр I, по словам Пушкина, невзлюбил за легкомыслие и вольнодумство. В 1739 году Татищев представил в Петербургскую Академию наук рукопись своей Истории Российской. Однако ж ему не довелось увидеть свой труд напечатанным: только лишь тридцать лет спустя она поступила в типографию, да и то вопреки Академии. Одной из причин проволочки стало именно вольнодумство автора, что он сам и засвидетельствовал впоследствии: . . . явились некоторые с тяжким порицанием, якобы я в ней то есть в Истории Российской. Е. Л. православную веру и закон опровергал.

Но главной причиной злоключений Истории Российской следует назвать не тяжкие порицания домашних ревнителей православия, а резкое противодействие немецкой академической партии, которая в ту пору вершила всеми научными делами в России. Ведь 1739 год это зенит бироновщины. До воцарения Елизаветы остается целых два года. Ломоносов еще в Германии, доучивается у Вольфа и только собирается переехать к Ганкелю. . . Кроме того, за четыре года до завершения Татищевым Истории Российской в четвертом томе академических Комментариев за 1735 год появилась статья профессора Готлиба Зигфрида Байера 1694-1738 О варягах, в которой впервые в общих чертах была изложена теория норманнского происхождения русской государственности.

С самого начала вплоть до наших дней и норманисты и их оппоненты, хотят они того или нет, участвуют не только в научном, но и в политическом споре. Один из крупнейших советских историков М. А. Алпатов, изучая этот вопрос, пришел к следующим выводам: Выдвижение России в первый ряд европейских государств было встречено на Западе с удивлением и враждебностью. История международных отношений рассказывает о той неприязни и высокомерии, с которыми встретилась там петровская и послепетровская Россия. Академики-немцы были представителями этого, западного, взгляда на Россию. Русский национальный подъем и бироновское засилье в России неизбежно должны были столкнуться. Немало искр столкновение это высекло в сфере политики. Эхо борьбы громко

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика