lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 315


вынести в конец книги. Полностью Российская история увидела свет уже после смерти Ломоносова.

Книга состояла из вступления и двух частей: I. О России прежде Рубрика, П. От начала княжения Курикова до кончины Ярослава Первого. Наибольшую научную ценность для потомков представляют собою вступление и первая часть, в то время как вторая это всего лишь рассказ о княжении Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка, Владимира, Святополка и Ярослава Мудрого. Впрочем, это только сейчас вторая часть воспринимается всего лишь рассказом. Для своего времени Ломоносов проделал огромную работу по извлечению непротиворечивых данных о названных князьях из Повести временных лет, апокрифического сказания о начале Новгорода, Никсоновской летописи, Степенной книги, византийских, польских и скандинавских источников, а также из В. Н. Татищева. Кроме того, рассказ этот был написан небывало внятным, энергичным и благозвучным языком.

Общий взгляд Ломоносова на задачи исторической науки и начало собственно русской истории изложен во вступлении и первой части. Он формировался в борьбе с норманистами и норманизмом. Миллеру, например, идеальный историк виделся так: Он должен казаться без отечества, без веры, без государя. С гражданской точки зрения, столь двусмысленно выраженная мысль о необходимости для историка быть бесстрастным, конечно же, не могла не возмутить Ломоносова. Если отвлечься от экстравагантной формы ее изложения, сама по себе она очевидна и вряд ли может вызвать возражения. Ломоносов не меньше Миллера был озабочен мыслью об объективности историографии. На свой манер ту же мысль спустя семьдесят лет выразит Н. М. Карамзин в конце девятого тома Истории Государства Российского: История злопамятнее народа. А чуть позже Пушкин устами Пимена провозгласит этическое правило, общее и для летописцев и для историографов, предписывающее составлять правдивые сказанья, не мудрствуя лукаво. Но ни Карамзин, ни Пушкин с его одним из самых задушевных героев не казались без отечества, без веры, без государя. В высказываниях Миллера цеховая кичливость ученого нацеленного на эпатаж неучей патриотов, по существу, обесценивала рациональное зерно, содержавшееся в нем. Ведь вот пушкинский Пимен идеальный образ бесстрастного историка, удалившегося от мира и неподвластного мирскому закону плод своего труда, завещанного от Бога, мыслит себе не обособленно от мира, а в связи с миром как высокое и бескорыстное поучение:

 

Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд, усердный, безымянный, И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу.

 

Ломоносов видел в истории прежде всего великую соединяющую духовную силу и в соответствии с этим определял ее первейшую задачу: Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, принеся минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Но соединить эпохи значит сделать бессмертным не только множество народа, но и каждого человека. Пока он отделен от истории, он конечен, смертен, обречен. Приобщение к истории для него это приобщение к бессмертию.

Вторую задачу истории Ломоносов определял как воспитательную: . . . она то есть история. ЕЛ. дает государям примеры правления, подданным повиновения, воинам мужества, судиям правосудия, младым старых разум, престарелым сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика