lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 316


Все вступление полемично по отношению к работам Байера и Миллера. Для Ломоносова история России это в первую очередь история русского народа, начавшаяся задолго до возникновения феодальной государственности. Столь глубокий взгляд не был доступен никому из современников Ломоносова. Кроме того, Ломоносов, помещая русскую историю, как теперь говорят, в контекст мировой истории, благородно отметает всяческую национально-престижную суету вокруг серьезных культурных проблем: Большая одних древность не отъемлет славы у других, которых имя позже в свете распространилось. Деяния древних греков не помрачают римских, как римские не могут унизить тех, которые по долгом времени приняли начало совея славы. Начинаются народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому. Не время, но великие дела приносят преимущество. Здесь что ни слово упрек норманистам, считавшим варягов древнее русских и потому развитее в культурном отношении.

Однако, Протову мнения и чаяния многих, спорит Ломоносов, толь довольно предки наши оставили на память, что, применись к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели. Ломоносов убежден, что иностранцы, если только они станут на объективную точку зрения к чему и приглашает вступление, инока рассуждать принуждены будут, снесши своих и наших предков и сличив происхождение, поступки, обычаи и склонности народов между собою.

Ломоносов тут же, во вступлении, показывает пример такого инакорассуждения на
основе сопоставления различных эпох и народов. Отмечая некоторое общее подобие в
порядке деяний российских с римскими например, в ранней истории Рима: владение
первых королей, соответствующее числом лет и государей самодержавству первых
самовластных великих князей российских, он предлагает далее такое вот уравнение, в
котором указываются и различия и которое увенчивается государственно- полезным
выводом: . . . гражданское в Риме правление подобно разделению нашему на разные
княжения и на вольные города некоторым образом гражданскую власть составляющему;
потом едино-начальство кесарей представляю согласным самодержавству государей
московских. Одно примечаю несходство, что Римское государство гражданским владением
возвысилось, само-державством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною
вольности Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала
усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. . . Едино
сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила
из примеров историею преданных, изыскать можно. Этим рассуждением Ломоносов не
только обосновывал целесообразность единой прочной власти, но еще и приучал
современников к широкому взгляду на русскую и мировую историю, что было ново и
благодетельно для развивающихся русских умов. Он как бы говорил: каждый народ
движется по своему пути, и даже если он проходит некоторые стадии, общие с другим
народом или народами это внешнее сходство должно лишь резче и решительнее
подчеркнуть глубокую самобытность его В мире людей как в мире природы все
существует в дивной разности.

Вся первая часть Древней российской истории развивает эти фундаментальные мысли вступления.

Полемизируя с Байером и Миллером и воссоздавая древнейшую историю славянства, Ломоносов исходит из очевидной для него и недоступной или нежелательной для норманистов мысли о невозможности существования даже в самом далеком прошлом этнически чистых народов: . . . ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с начала стоял сам собою без всякого применения. Большую часть оных видим военными беспокойствами, переселениями и странствованиями в таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дать вящее преимущество.

Широко привлекая свидетельства античных историков, Ломоносов убедительно доказывает дальнею древность славянского народа. Он пишет о том, что еще во времена

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Петербурге перед премьерой «Матильды» началось молитвенное стояние
В Санкт-Петербурге перед премьерой фильма Алексея Учителя «Матильда» началось молитвенное стояние, передает корреспондент РБК.
В Татарстане кинотеатр попросили отменить показ «Матильды»
Инициативная группа жителей Елабуги просит запретить показ «Матильды» в местном кинотеатре «Бруклин».
В возрасте 49 лет скончался основатель группы Marilyn Manson
На 50-м году жизни скончался один из основателей группы Marilyn Manson Скотт Путески.
Сергей Гармаш выпрыгнул с пятого этажа ради красивого поступка
Сергей Гармаш сказал, что в таком случае он выпрыгнет из окна и к своему ужасу актриса действительно услышала топот разбегающегося человека, и звон разбитого стекла.
Татарский язык и Фаттахов. Что казанцы искали в «Яндексе»
Компания опубликовала данные о наиболее популярных запросах жителей Татарстана в поисковую систему.
В Самаре установят первый в России памятник Эльдару Рязанову
Первый в России памятник Народному артисту России, кинорежиссеру Эльдару Рязанову будет установлен в Самаре в пятницу, 27 октября.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика