lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 316


Все вступление полемично по отношению к работам Байера и Миллера. Для Ломоносова история России это в первую очередь история русского народа, начавшаяся задолго до возникновения феодальной государственности. Столь глубокий взгляд не был доступен никому из современников Ломоносова. Кроме того, Ломоносов, помещая русскую историю, как теперь говорят, в контекст мировой истории, благородно отметает всяческую национально-престижную суету вокруг серьезных культурных проблем: Большая одних древность не отъемлет славы у других, которых имя позже в свете распространилось. Деяния древних греков не помрачают римских, как римские не могут унизить тех, которые по долгом времени приняли начало совея славы. Начинаются народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому. Не время, но великие дела приносят преимущество. Здесь что ни слово упрек норманистам, считавшим варягов древнее русских и потому развитее в культурном отношении.

Однако, Протову мнения и чаяния многих, спорит Ломоносов, толь довольно предки наши оставили на память, что, применись к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели. Ломоносов убежден, что иностранцы, если только они станут на объективную точку зрения к чему и приглашает вступление, инока рассуждать принуждены будут, снесши своих и наших предков и сличив происхождение, поступки, обычаи и склонности народов между собою.

Ломоносов тут же, во вступлении, показывает пример такого инакорассуждения на
основе сопоставления различных эпох и народов. Отмечая некоторое общее подобие в
порядке деяний российских с римскими например, в ранней истории Рима: владение
первых королей, соответствующее числом лет и государей самодержавству первых
самовластных великих князей российских, он предлагает далее такое вот уравнение, в
котором указываются и различия и которое увенчивается государственно- полезным
выводом: . . . гражданское в Риме правление подобно разделению нашему на разные
княжения и на вольные города некоторым образом гражданскую власть составляющему;
потом едино-начальство кесарей представляю согласным самодержавству государей
московских. Одно примечаю несходство, что Римское государство гражданским владением
возвысилось, само-державством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною
вольности Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала
усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. . . Едино
сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила
из примеров историею преданных, изыскать можно. Этим рассуждением Ломоносов не
только обосновывал целесообразность единой прочной власти, но еще и приучал
современников к широкому взгляду на русскую и мировую историю, что было ново и
благодетельно для развивающихся русских умов. Он как бы говорил: каждый народ
движется по своему пути, и даже если он проходит некоторые стадии, общие с другим
народом или народами это внешнее сходство должно лишь резче и решительнее
подчеркнуть глубокую самобытность его В мире людей как в мире природы все
существует в дивной разности.

Вся первая часть Древней российской истории развивает эти фундаментальные мысли вступления.

Полемизируя с Байером и Миллером и воссоздавая древнейшую историю славянства, Ломоносов исходит из очевидной для него и недоступной или нежелательной для норманистов мысли о невозможности существования даже в самом далеком прошлом этнически чистых народов: . . . ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с начала стоял сам собою без всякого применения. Большую часть оных видим военными беспокойствами, переселениями и странствованиями в таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дать вящее преимущество.

Широко привлекая свидетельства античных историков, Ломоносов убедительно доказывает дальнею древность славянского народа. Он пишет о том, что еще во времена

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Большой театр готовит около десяти премьер в новом сезоне
Около 10 премьер ожидается в новом 242-м сезоне Большого театра, который откроется балетом "Забытая земля" на музыку Бриттена и оперой Генделя "Альцина", об этом сообщил на пресс-конференции в четверг гендиректор ГАБТа Владимир Урин.
Путин подарил Калягину на юбилей книгу о Бразилии
В качестве подарка Владимир Путин преподнес артисту книгу о первой российской экспедиции в Бразилию. Президент также отметил вклад Калягина в сохранение традиций отечественного искусства и пожелал ему здоровья. Накануне Путин вручил Калягину орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Гитарист The Rolling Stones Ронни Вуд перенес операцию на легком
Врачи сделали гитаристу британских рокеров The Rolling Stones Ронни Вуду операцию на поврежденном легком. Состояние 69-летнего музыканта оценивается как удовлетворительное.
Мединский отказался комментировать обыск в «Гоголь-центре»
Как сообщает Life, прокомментировать эти события журналисты попросили его на фестивале «Интермузей». Мединский отказался от комментариев, пояснив, что отвлекаться от «Интермузея» было бы неуместно.
Путин поздравил Калягина с 75-летним юбилеем
Президент РФ отметил щедрый талант и вдохновенный творческий труд художественного руководителя московского театра Et Cetera Президент России Владимир Путин поздравил с 75-летним юбилеем народного артиста РФ, художественного руководителя московского театра Et Cetera Александра Калягина.
«Гениальный артист»: коллеги поздравляют Александра Калягина с юбилеем
Вспомнил об этом сегодня и Владимир Путин, который подарил артисту книгу — отчет о первой экспедиции в Бразилию. Калягин в свою очередь пригласил президента в свой театр Et Сetera на премьеру нового спектакля «Ревизор». Народный артист сыграет в нем Хлестакова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика