lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 316


Все вступление полемично по отношению к работам Байера и Миллера. Для Ломоносова история России это в первую очередь история русского народа, начавшаяся задолго до возникновения феодальной государственности. Столь глубокий взгляд не был доступен никому из современников Ломоносова. Кроме того, Ломоносов, помещая русскую историю, как теперь говорят, в контекст мировой истории, благородно отметает всяческую национально-престижную суету вокруг серьезных культурных проблем: Большая одних древность не отъемлет славы у других, которых имя позже в свете распространилось. Деяния древних греков не помрачают римских, как римские не могут унизить тех, которые по долгом времени приняли начало совея славы. Начинаются народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому. Не время, но великие дела приносят преимущество. Здесь что ни слово упрек норманистам, считавшим варягов древнее русских и потому развитее в культурном отношении.

Однако, Протову мнения и чаяния многих, спорит Ломоносов, толь довольно предки наши оставили на память, что, применись к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели. Ломоносов убежден, что иностранцы, если только они станут на объективную точку зрения к чему и приглашает вступление, инока рассуждать принуждены будут, снесши своих и наших предков и сличив происхождение, поступки, обычаи и склонности народов между собою.

Ломоносов тут же, во вступлении, показывает пример такого инакорассуждения на
основе сопоставления различных эпох и народов. Отмечая некоторое общее подобие в
порядке деяний российских с римскими например, в ранней истории Рима: владение
первых королей, соответствующее числом лет и государей самодержавству первых
самовластных великих князей российских, он предлагает далее такое вот уравнение, в
котором указываются и различия и которое увенчивается государственно- полезным
выводом: . . . гражданское в Риме правление подобно разделению нашему на разные
княжения и на вольные города некоторым образом гражданскую власть составляющему;
потом едино-начальство кесарей представляю согласным самодержавству государей
московских. Одно примечаю несходство, что Римское государство гражданским владением
возвысилось, само-державством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною
вольности Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала
усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. . . Едино
сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила
из примеров историею преданных, изыскать можно. Этим рассуждением Ломоносов не
только обосновывал целесообразность единой прочной власти, но еще и приучал
современников к широкому взгляду на русскую и мировую историю, что было ново и
благодетельно для развивающихся русских умов. Он как бы говорил: каждый народ
движется по своему пути, и даже если он проходит некоторые стадии, общие с другим
народом или народами это внешнее сходство должно лишь резче и решительнее
подчеркнуть глубокую самобытность его В мире людей как в мире природы все
существует в дивной разности.

Вся первая часть Древней российской истории развивает эти фундаментальные мысли вступления.

Полемизируя с Байером и Миллером и воссоздавая древнейшую историю славянства, Ломоносов исходит из очевидной для него и недоступной или нежелательной для норманистов мысли о невозможности существования даже в самом далеком прошлом этнически чистых народов: . . . ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с начала стоял сам собою без всякого применения. Большую часть оных видим военными беспокойствами, переселениями и странствованиями в таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дать вящее преимущество.

Широко привлекая свидетельства античных историков, Ломоносов убедительно доказывает дальнею древность славянского народа. Он пишет о том, что еще во времена

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В российский прокат выходит «Аладдин» Гая Ричи
В российский прокат выходит "Аладдин" — игровой ремейк классического диснеевского мультфильма, пишут "Аргументы и Факты". В ленте Уилл Смит достойно заменил Робина Уильямса.
HBO объявила, что прямых продолжений «Игры престолов» ждать не стоит
Накануне программный директор HBO Кейси Блойс пообщался с THR по поводу финала «Игры престолов». Во время интервью он рассказал о своём отношении к финалу сериала, а также сообщил о том, почему HBO не хочет рассказывать о дальнейшей судьбе героев.
Ксения Собчак выпустила интервью с Ларсом фон Триером
Ксения Собчак взяла интервью у Ларса фон Триера для своего ютьюб-шоу «Осторожно, Собчак!» Они разговаривали рядом с домом кинорежиссера в пригороде Копенгагена. Сейчас я в новой группе [«анонимных алкоголиков»], потому что в предыдущей они постоянно поминали Бога.
Опубликованы кадры съемок новых «Звездных войн»
Фотографии со съемок девятого эпизода знаменитой саги «Звездные войны» — «Восхождение Скайуокера» — появились в Сети. Наиболее полная подборка опубликована изданием Vanity Fair.
Персонажей «Игры престолов» изобразили в стиле «Союзмультфильма»
Художник назвал эту серию работ "Игра мультфильмов".
Организатор «Евровидения» обдумывает санкции против Исландии
Европейский вещательный союз напомнил, что демонстрация на музыкальном конкурсе флагов непризнанных стран противоречит правилам. Участники от Исландии размахивали шарфами цветов палестинского флага с надписью «Палестина».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика