lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 318


основания. Для того оставляю всякому на волю собственное мнение, опасаясь, дабы Священного писания не употребить во лжесвидетельство, к чему и светских писателей приводить не намерен.

Патриотизм Ломоносова не застит ему света искомой истины. Он остужает горячие головы тех из соотечественников, для кого всякое лыко годится в строку, лишь бы доказать древность и исключительность русского народа: О грамоте, данной от Александра Великого славянскому народу, повествование хотя невероятно кажется и нам к особливой похвале служить не может, однако здесь об ней тем упоминаю, которые не знают, что, кроме наших новгородцев, и чехи оною похваляются. Точно так же скептичен он и по отношению к преданию, согласно которому Рюрик происходил от римского императора Августа Октавиана: . . . многие римляне переселились к россам на варяжские береги. Из них, по великой вероятности, были сродники кого-нибудь римского кесаря, которые все общим именем Августы, сиречь величественные или самодержцы, назывались. Таким образом, Рубрик мог быть кого-нибудь Августа, сиречь римского императора сродник. Вероятности

отрешись не могу; достоверности не вижу:

Как видим, Ломоносов, закладывая основы отечественной историографии, самое серьезное внимание уделял критическому анализу источников. Это был ответ русского ученого на упрек норманистов нашим историкам в ненаучном подходе к летописям. Кроме того, это был еще один наряду с бесспорными доказательствами древности славянских племен удар по исходным позициям норманизма вообще. То же самое можно сказать и о рассуждениях Ломоносова относительно происхождения слова Русь. Норманисты его считали скандинавским. Ломоносов же считал, что это слово, с одной стороны, могло быть южнорусского происхождения что впоследствии подтвердилось, с другой стороны, было принесено варягами-россами, которые, в отличие от варягов-скандинавов, жили в Пруссии. Такое двойственное решение подсказывала летопись, из чтения которой можно вывести, что существовала как северная, так и южная Русь. Вопрос о происхождении слова Русь и сейчас еще не получил окончательного ответа. Советская историческая наука Б. Д. Греков, М. А. Алпатов и другие склонна следовать здесь за Ломоносовым. Но с одной существенной оговоркой, которая касается варягов-россов.

Опираясь на средневековые русские источники и свидетельства польских историков Мартина Кремера 1512-1589 и Матвея Претория 1635-1707, Ломоносов пришел к выводу, что, кроме скандинавских варягов, были еще и варяги-россы, которые с древними пруссами произошли от одного поколения и поколение это было славянским, что, следовательно, Рюрик и его братья были славянами, ибо новгородцы, утверждал он, пригласили княжить не скандинавских варягов, а именно варягов-россов из южной Прибалтики. Таким образом, противоречивость летописца, отмеченная Байером и Миллером враждебные взаимоотношения русских с варягами и мирное их призвание в Новгород, устранялась как бы сама собою потому и пригласили мирно, что были с варягами-россами единоплеменниками . Сила Ломоносовской убежденности в этом пункте была настолько велика что его как уже говорилось принял даже Миллер Однако именно в этом пункте Ломоносов оказался не прав. Были в Древней Российской истории и другие частные неточности, которые, впрочем, не затмевают огромного научного значения этого труда.

Ломоносов первый в русской историографии описал многовековую древнейшую историю славян, в основе своей не отмененную и по сей день. Он показал также большую роль славянских племен в разрушении Римской империи, следовательно, в переходе Европы от античности к средневековью: . . . нет сомнения, что в войнах готских, вандальских и лонгобардских великое сообщество и участие геройских дел приписывать должно славянам. Показывает помянутый Прокопай соединение их с лангобардами, гепедами и готами. . . От великого множества славян, бывших с прочими северными народами в походах к Риму и Царьграду, произошло, что некоторые писатели готов, вандалов и лангобардов за славян почитают. . . Здесь Ломоносов объективно вступал в противоборство со всей позднейшей реакционной историографией XIX-XX веков, возлагавшей лавры победителей

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика