путем на парусах, а
вот уже
он, угрызен от змея, умирает. . . Вот Ольга мстит древлянам, огнем
истребляя их город Искоростень за смерть Игоря. . . Святослав сражается с
печенегами на днепровских порогах окруженный печенежскими трупами, сам уже
раненный, на волосок от смерти. . . Мстислав борется с Редедей. . . Мономах
принимает корону византийских императоров. . . А вот и победа Александра
Невского над немцами ливонскими на Чудском озере. . . Вот Иван III бросает
наземь
ордынскую грамоту. . . Вот приведение новгородцев под самодержавство: вечевой
колокол летит сброшен с колокольни, Марфе-посаднице руки назад
вяжут, новгородцы,
коих к Москве отвозят, прощаются с своими ближними. . . Вот смерть Гришки
Отрепьева погибель Расстригина, которого многими ранами уязвленного и
окровавленного за ногу веревкою тянут, а Шуйский уверяет народ с Красного
крыльца, что оный Дмитрий был ложный. . . . Вот на нижегородской пристани
старик купец Козам Минич пробуждает в народе охоту к освобождению отечества от
разорения. . .
Три великих
события, по мысли
Ломоносова, определили историческое развитие допетровской России: принятие
христианства, свержение татаро-монгольского ига, отпор польскому нашествию
1612 года и как результат начало династии Романовых.
Картина Основание христианства в
России представлялась
Ломоносову как большое эпическое полотно: Великий князь Владимир при нем
супруга Анна, греческая царевна, сыновья от прежних жен, некоторые греки, с
царевною приехавшие повелевает сокрушать идолов, почему иных рассекают, иных
жгут, иных с гор киевских бросают в воду и плавающих с шестами погружают или
от берегу отпихивают, камнями бросают, камни к ним привязывают. . . На
Потайной
речке, на берегу, стоит первый митрополит Киевский Михаил со всем
собором, иных
сам погружая, иных нижнее духовенство. Иные, забредши в воду, сами
погружаются обоего пола и всякого возраста люди, матери со младенцами и
пр. Иные,
выходя из воды, принимают от священников кресты на шею и
благословение, помазуются
миром одеваются На горе начинают строить церковь Десятинную ставят кресты на
места сверженных идолов.
Монументально-героической виделась
Ломоносову картина Начало
сражения с Мамаем: С обеих сторон стоят полки: с правой российские, с левой
татарские. В форгрунде великий князь Дмитрий Иванович, все готовятся к
бою. Посередке
татарин Челубей, ростом как Голиаф, сражается с Пересчетом, чернцом-
схимником.
Оба друг друга пронзили копьями. Сражение начинается в войске.
Смутное время трактуется Ломоносовым
трагедийно. Образы
отдельных героев показаны в связи с грандиозным образом судьбы
народа, переживающего
роковые минуты. Так изображаются Расстрига, Василий Шуйский и Кузьма
Минин. Так
изображен и князь Дмитрий Михайлович Пожарский: . . . бьется с
поляками, разоряющими
Москву, и уже раненного жестоко велел себя кверху поднять и своих ободряет
против неприятеля. Но наибольшего трагизма достигает образ
Гермогена, томящегося
в варшавском застенке. Народ здесь не показан, но его историческая судьба, по
существу, является главной темой картины: Гермоген, патриарх
Московский, посажен
в тюрьме и, уже умирая голодом и жаждою, не согласуется с принуждающими
поляками, чтобы возвести на царство польского королевича Владислава, но
проклятием оное отрицает и от Михаила Салтыкова, который нож на него
занес, крестом
обороняется.
Как
видим, общая концепция истории допетровской Руси и не только до великого князя
Московского Ивана Васильевича, как сообщал Ломоносов в Академическую
канцелярию в феврале 1763 года, а вплоть до первой половины XVII века уже
забрезжила в его сознании. К этому времени Ломоносову были ясны, наряду с
государственно-патриотическими, и высокие гуманистические уроки музы истории
Клио. Если как патриот и гражданин Ломоносов был восхищен зрелищем геройских
дел, то как гуманист он приходил в содрогание от того же зрелища:
О
смертные, на что вы смерти
спешите