lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 321


Что прежде времени вы друг друга губите Или ко гробу нет кроме войны путей Везде нас тянет рок насильством злых когтей. . Коль много обстоят болезни и беды, Которым, человек, всегда подвержен ты Кроме что немощи, печали внутрь терзают, Извне коль многие напасти окружают: Потопы, буря, мор, отравы, вредный гад, Трясение земли, свирепы звери, глад, Падение домов, и ржущие пожары, И град, и молнии гремящие удары, Болота лед пески земля вода и лес Войну с тобой ведут, и высота небес. Еще ли ты войной, еще ль не утомился И сам против себя вовек вооружился

 

Эти стихи из второй песни поэмы Петр Великий. Они написаны человеком, который уже в течение десяти лет был погружен в русскую и мировую историю и прекрасно знал, что история любого народа это непрекращающиеся войны. Вот почему так патетически звучит вслед за этими вопросами обращение к прошлому на предмет отыскания смысла в этой бесконечной батальной сцене, именуемой историей:

 

Открой мне бывшие, о древность, времена Ты разности вещей и чудных дел полна. Тебе их бытие известно все единой: Что приращению оружия причиной С натурой сродни ты, а мне натура мать: В тебе я знания и в оной тщусь искать.

 

Далее возникает величественный, но не вполне различимый за сумраком веков образ самой Клио, изрекающей поэту, какою должна быть древность в его писаниях. Простота и нагота вот атрибуты истинной истории. Она чуждается тщания, вообще искательства и потому не ясна, загадочна для людей:

 

Уже далече зрю в курении и мраке

Нагого тела вид, не явственный в призраке,

Простерлась в облака великая глава,

И ударяют в слух прерывные слова:

Так должно древности простой быть и не ясной,

С народов наготой, с нетщанием согласной.

 

 

3

 

Обращает на себя внимание то, что среди двадцати пяти сюжетов картин из русской истории, предназначенных для убранства дворца, Ломоносов не нашел места для сюжета о мирном призвании варягов на Русь. Надо думать, что он не считал это событие равновеликим принятию христианства, освобождению от ордынского ига или отпору польскому нашествию.

Однако ж, если Ломоносов полагал вопрос о скандинавском происхождении русского государства исчерпанным, норманисты держались на этот счет другого мнения. Тем более что как раз в ту пору, когда жить Ломоносову оставалось немногим более трех лет, они

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика