lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 322


получили мощное подкрепление в лице молодого, талантливого, энергичного и целеустремленного Августа Людвига Шлецера 1735-1809.

Шлецер прибыл в Петербург в ноябре 1761 года. Уроженец города Ягштадта в графстве Гогенлоэ, на юго-западе Германии, к этому времени он успел закончить Виттенбергский и Геттингенский университеты, получив отличное общее историко-лингвистическое образование и избрав для специализации восточные древности. Мечтая о путешествии на Ближний Восток, он отправляется в Швецию, чтобы заработать деньги на воплощение своей мечты. В Стокгольме он написал первые научные труды, обещавшие в юном едва за двадцать историке большого ученого с широким взглядом на вещи, эрудированного и основательного. Он знал пятнадцать языков напомним, что Ломоносов, владевший двенадцатью языками, почти не уступал ему в этом пункте. Новейшая история учености в Швеции 1756- 1760 была написана Шлецером по-немецки, Опыт всеобщей истории торговли и мореплавания 1758 он издал на шведском языке.

По возвращении в Геттинген он уже готов был отправиться в путешествие к истокам европейской цивилизации, но судьба распорядилась иначе, избрав своим орудием Миллера, которому как раз тогда понадобился домашний учитель и помощник в работе над русскими летописями. Шлецер принял его приглашение переехать в Россию, думая, что поездка на Ближний Восток всего лишь откладывается. Между тем русская история настолько захватила его, что он так и не увидел колыбели трех великих религий, но никогда не сожалел об этом и на склоне дней считал годы, прожитые в России, лучшей порой, а труды по русской истории главным и любимым делом всей своей жизни. Да и то сказать Россия, по малой изученности ее, открылась Шлецеру как огромный культурный мир, в равной мере не похожий на Запад и на Восток и совершенно гипнотически привлекающий к себе: Русская древняя история Я почти теряюсь в величии оной История такой земли, которая составляет 9-ю часть обитаемого мира и в два раза более Европы: такой земли, которая в два раза обширнее древнего Рима, хотя и называвшегося обладателем вселенной, история такого народа, который уже 900 лет играет важное лицо на театре народов. . . Раскройте летописи всех времен и земель и покажите мне историю, которая превосходила бы или только равнялась бы русской Это история не какой-нибудь земли, а целой части света, не одного народа, а множества народов.

Впрочем, все это будет сказано спустя больше сорока лет после приезда его в Россию. Но тогда, сразу по приезде. . . Тогда ему пришлось вступить в поединок с самым ярким и ярым, самым сильным и гениальным представителем народа, который уже 900 лет играет важное лицо на театре народов. Поединок этот пробудил в современниках и потомках такие страсти, которые и по сей день никак не улягутся.

Отношения Ломоносова и Шлецера это в высшей степени противоречивая страница истории нашей культуры. Причем противоречивость здесь носила отнюдь не случайный, а принципиальный и потому неизбежный характер. Ни досадовать на нее, ни умалчивать о ней, ни злорадствовать по ее поводу нельзя. Вообще: не надо горячиться. Апологеты Шлецера совершенно искренне негодуют на Ломоносова за то, что он с самого начала занял непримиримейшую позицию по отношению к одному из великих европейских ученых, и объясняют это национальной неприязнью забывая о том, что при жизни Ломоносова Шлецер еще не был тем Шлецером которого почитали Карамзин Пушкин С Соловьев и читал Карл Маркс. Сторонники Ломоносова всю вину взваливают на шибко ученого Шлецера которому-де безразличны были судьбы России забывая о том что он всегда относился уважительно к ее истории.

Между тем подобные оценки гораздо больше характеризуют оценщиков, нежели самих участников конфликта. Единственно верная установка, с которой следует подходить к отношениям Ломоносова и Шлецера, это установка на то, что в них воплотились совершенно непохожие человеческие, мировоззренческие и культурные типы. Глубоко неверно и неплодотворно было бы выяснять, кто из них выше, а кто ниже как исследователь. Этот путь ведет в тупик, где противоборствуют глухие друг к другу

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика