за
исключением, быть может, Д.
И. Менделеева это качество в отношениях к народу не проявлялось. Сыновние
или братские чувства испытывали, культуртрегерские эмоции были, не говоря уже
о философских и социально-политических раздумьях, а вот чтобы по-отцовски
озаботиться продолжением русского рода. . . Нет, такого не было. Причем
забота его в основе своей носила какой-то патриархально-конкретный характер. Он
размышлял о механике физического бессмертия русского народа о том, что его
количество должно не только восстанавливаться, но и возрастать от поколения к
поколению, что для этого крестьяне должны быть
благополучны, купцы предприимчивы
и нестесняемы в их предприимчивости, духовенство опрятно и уважаемо, дворяне
просвещенны и ответственны государи как он сам писал бодры а огромные
пространства России изучены и приспособлены к производству ресурсов бессмертия.
1
1 ноября 1761 года
Ломоносов
писал И. И. Шувалову: Разбирая свои сочинения, нашел я старые записки моих
мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По рассмотрении рассудилось
мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их вашему
высокопревосходительству яко истинному рачителю о всяком добре любезного
отечества в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к
действительному поправлению российского света служащее. . .
Старые записки, о которых говорит
здесь Ломоносов, уместились
на одном листе, но глубина и размах намеченных в них мыслей просто
головокружительны другого слова не подобрать. Общее направление этих мыслей
кратко обозначено в восьми пунктах. Это темы будущих работ, которые должны
были бы показать всем Ломоносова с совершенно новой стороны. При взгляде на их
перечень само собою возникает в сознании: вот оно свершилось весь уникальный
культурный потенциал Ломоносова получил наконец достойное его место приложения,
не дробясь на частности, но собравшись воедино и устремившись в одном
направлении к действительному поправлению российского света, всего жизненного
уклада России. А о чем это поправление, тому следуют пункты.
1. 0 размножении и сохранении
российского народа. Из
всех набросков только этот получил под пером Ломоносова полное
развитие. Разговор
о нем пойдет ниже: сейчас важна сама последовательность пунктов, в которой
отражена степень не только важности, но и срочности исполнения
намечаемого. Итак,
прежде всего надо принять меры к сохранению и размножению народа.
2. О истреблении праздности. Здесь
имеется в виду
русская лень, не менее знаменитая, чем русская смекалка. Ломоносов собирался
изучить как нравственную, так и социальную природу ее, проследить ее
постепенное накопление в русской жизни. Примечание к этому пункту гласит:
Праздность
показать по местам, и по персонам, и по временам. А потом еще и поговорка
присовокуплена: Муж мельницы не сделает, а жена весь день
мелет. Злободневность
этих наметок Ломоносова очевидна и по сей день.
3. О исправлении нравов и о большем
народа
просвещении. Поскольку в народном просвещении в ту пору основную роль играла
церковь, неудивительно, что этот пункт касается прежде всего духовного
сословия. Ломоносов ученый и педагог делал ставку, конечно же, на мирские
формы просвещения. Но Московский университет с гимназиями, Академический
университет в Петербурге с гимназией же это все для немногих по сравнению с
остальным населением. Вот почему Ломоносов государственный деятель озабочен
положением дел внутри православной церкви с точки зрения, так
сказать, морального
облика пастырей.
В
дополнение к этому пункту он составил специальную записку о духовенстве. Мы
помним, как церковники преследовали Ломоносова. Теперь наступал их
черед. Новое
духовенство, пришедшее в русскую жизнь после петровских реформ, то есть после
подчинения церкви государству, в значительной массе своей с таким
энтузиазмом