похороны доказывают
то ясно. Розговенье тому ж подобно.
Ломоносов был убежден, что великий
пост приходится на
неудачную пору. Для населения такой огромной земледельческой страны, как
Россия, утверждает он, воздержание от здоровой пищи в конце зимы начале
весны губительно. Вынужденная зимняя праздность, сопровождаемая вынужденным
недоеданием и завершающаяся пасхальным объедением, подвергала здоровье людей
суровому испытанию, часто непреодолимому. Обосновывая свою точку зрения на
этот предмет, Ломоносов выступает не только просветителем и государственным
деятелем, но и глубоким знатоком нравов, блестящим бытописателем и
пронзительным и грозным публицистом: Сверх того вскоре следует начало
весны, когда
все скверности, накопленные от человечков и от других животных, бывшие во всю
зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются
с водою и нам с мокротными и цинготными рыбами в желудок, в легкое, в
кровь, в
нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают
болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех. кои бы
еще могли пожить долее. После того приближается светлое Христово
воскресение, всеобщая
христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно
повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на Св. неделе. Иной
представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к
празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и
друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни иной готовит живописные
яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее сведаться
Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели Xdhctoc воекпесе
только в vinax и на языке а в сеплпе какое
ему место где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как
с привезу сплющенные собаки как накопленная вопи с отвоженной плотины как из
облака отдававшиеся вихри рвут
ломят валят опровергают терзают Там
разбросаны разных ямс раздробленные части разбитая посуда текут пролитые
напитки там лежат без памяти отягченные объедением и пьянством, там валяются
обнаженные и блудом утомленные
нрття rhhp схпогир
постники С исхиннор хписхия нс корр. потттрнир и пня
tthpcxro тр. на ха Кох
ли Бог негодует у
пророка: Праздников
ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость
есть предо мною
Что же предлагает Ломоносов для
изменения столь
пагубных обыкновений Возможно,
у современного социолога или демографа Ломоносовские предложения вызовут улыбку
как
наивные. Но не будем забывать, что Ломоносов поставил главную
демографическую
проблему сохранения и размножения народа, когда, казалось бы, не было
никаких
оснований для беспокойства, когда, кроме него, никому и в голову не
приходило, что, быть
может, наступят времена необратимого умаления великого народа. Предлагая свои
меры,
Ломоносов менее всего заботился о том, как их оцепят потомки. Он заботился о
том, чтобы
сами потомки были. А вот меры его отличались не наивностью, а какою-то
неистовой
революционностью сродни петровской ввиду грозивших опасностей: Если б наша
масленица положена была в мае месяце, то великий пост был бы в полной весне и
в начале
лета а Св. неделя около Петрова дня то бы кроме новых плодов земных и свежих
рыб и
благорастворенного воздуха,
1-е поспешествовало бы сохранению
здравия движение
тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве дальнею ездою по земле и по
морю, военным экзерцициею и походами;
2-е ради исправления таких нужных
работ меньше бы было
праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства,
неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие. . .
Требовалась едва ли не безрассудная
смелость, чтобы
всерьез предлагать такое в пору царствования набожной Елизаветы. Синод и
раньше видел в поведении Ломоносова дерзость, а в писаниях
сумнительства. Можно
себе представить, что обрушили бы на его беспокойную голову церковники, если
б записка О сохранении и размножении российского