lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 343


народа была напечатана при жизни его. Конечно же, не случайно то, что ее опубликовали полностью более ста лет спустя после написания в частичной же публикации 1819 года были опущены как раз те места, где высказывалось критическое отношение к церковным обрядам. По сути дела, Ломоносов затевал нечто вроде малой реформации православной церкви.

Точно так же, как в Явлении Венеры на Солнце, Ломоносов и в записке О сохранении и размножении российского народа, обосновывая свое предложение о перенесении великого поста в другое время года, ведет разговор с оппонентами из церковников на их языке. Он прибегает к простому, но очень действенному риторическому приему, чтобы показать, что отцы православной церкви, устанавливая время и порядок постов, исходили из совершенно конкретного жизненного уклада и природных условий, в которых находились сами. Напрямую, через голову современного ему духовенства, он обращается к евро- и законоучителям древности со здравомысленным вопросом и вкладывает в их уста не менее здравомысленный ответ, в котором не только его правота доказывается, но еще и этический упрек его оппонентам содержится:

 

Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю Вашу святость: что вы в то время о нас думали, когда св. великий пост поставили в сие время. . Вы скажете: Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в земле обетованной. Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное богатое недра отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами; поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство купно служащие. . . А про ваши полуночные страны мы рассуждали, что не токмо там нет и не будет христианского закона, но ниже единого словесного обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и пить доброго виноградного вина по красоуле чего v вас не родится Расположите как разумные люди по вашему климату употребите на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пещами. Есть у вас духовенство равную нам власть от Христа имеющее вязали и решети Для толь важного дела можно в России вселенский собор составить: сохранение жизни толь

Rf ТТТТТСОГО viт-то 10CTRn т-ТЯПО ТАТЯ ТОГО CTCWfT A fRfTiC ТОГО ЧОт-т VI КТСОПРТ- ГТЛТР Rffivr R

мысли что Богу приятнее когда имеем в сердце чистую совесть нежели в желудке пынготную рыбу что посты учреждены не для самоубийства вредными пашами но для воздержания от излишества что обманщик грабитель неправосудный мзлоимеи вор и другими образыближнего повредитесь прошения не пышет хотя бы он вместо обыкновеннойкостной пиши в семь неяепь еГГепы кирпич мочагго ГшоГс времени Г. вмято земх покпоноГ ЧигтГпокяяние есть ггоблоТГитТТогя ГмипогелГю к

 

с1фечьнГкишк

 

Если перенос великого поста и Ломоносов понимал это требовал преодоления ужасных препятствий, то другие свои предложения, касающиеся устранения чисто мирских причин повышенной смертности населения, он излагает сжато, энергично, без риторических ухищрений.

Он призывает смотреть на вещи здраво. Скажем, всем известно, что матери незаконнорожденных детей, не в силах вынести позора, либо убивают, либо бросают их на произвол судьбы. Терпеть этого долее нельзя. Для избежание столь ужасного злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев, советует Ломоносов, надобно бы учредить нарочные богаделенные Домы для невозбранного зазорных детей приему, где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок. . . Причем у него все было продумано в отношении устройства таких домов, ухода за сиротами, воспитания

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика