lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 344


их, обучения грамоте и различным специальностям: . . . но о сем, присовокупляет он, особливо, в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. В 1764 году в Москве был открыт первый в России Воспитательный дом по проекту И. И. Бецкого 1704-1795, но он имел мало общего с замыслом Ломоносова.

Далее в своей записке Ломоносов переходит к вопросу о детских болезнях, из которых первое и всех лютейшее мучение есть самое рождение. Люди привыкли к тому, что роды это страдание лишь для матери. Ломоносов не согласен: Страждет младенец не менее матери, и тем только разнится их томление, что мать оное помнит, не помнит младенец. Потом, продолжает он, следуют: болезнь при выходе зубов часто сопровождавшаяся в те времена падучей, грыжи, оспа, сухотка, черви в животе и другие смерти детской причины. В возрасте до трех лет умирает огромное число детского народа, а в России нет сносного общего руководства, как лечить нежных тел болезни. Для умаления толь великого зла Ломоносов настоятельно советует: 1 в области гинекологии выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке . . . , к чему необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в оную книжицу; 2 в области педиатрии составить популярное пособие на основе капитального труда по детским болезням Фридриха Гофмана 1660-1742, шеститомника Собрание медицинских сочинений, вышедшего в 1740 году в уКеневе, и, присовокупив из других лучшее, соединить с вышеописанною книжкою о повивальном искусстве притом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют; 3 в области фармацевтики наблюдать то чтобы способы и лекарства, по большей части не трудно было сыскать везде в России затем что у нас аптеками так скудно что не токмо в каждом гтшоде но и в знатных великих гополах поныне не устроены о чем давно бы должно было иметьпопечение . . . но о сем особливо представлено будет,

добавляет она 4 в области kotodvio теперь называют санпросветом объединив пособия

по повивальному искусств; и детским болезням под общей обложкой и оную книжицу напечатав в довольном множестве оаспоодать во все государство по всем пеоквам чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать.

Понимая, что у И. И. Шувалова и вообще у правительства эти предложения могут вызвать несерьезное отношение тут, мол, со взрослыми проблемами не разобраться, а он с малыми ребятами досаждает, притом русские бабы плодовиты, народят новых взамен умерших, Ломоносов ссылается на статистические данные, обнародованные в Париже: подсчет умерших в различных приходах показал, что число смертей в возрасте до трех лет почти равно числу смертей в возрасте от четырех до ста лет. И завершает разговор о детской смертности таким вот впечатляющим вычислением: Итак, положим, что в России мужеская полу 12 миллионов, из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умирает половина или еще по здешнему небрежению и больше, так что на всякий год достанется смерти в участие по ста тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни

Далее Ломоносов переходит к мерам по улучшению здравоохранения взрослого населения. В России по большей части лечат наугад, наряду с натуральными способами широко распространены вороженье и шептунье, другие виды народной псевдомедицины, основанные на суевериях. Как видим, Ломоносов не все народные средства признавал. Принимая на вооружение лучшее из того, что было накоплено многовековым опытом неграмотных лекарей, он решительно отвергал искусство всевозможных знахарей, спекулирующих на психике больных, надломленной страхом смерти. Исключение, помимо повитух, он делал только для тех, кто действительно знает лечить некоторые болезни, а особливо внешние, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика