lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 355


словами, Ломоносов как бы планировал второгодников. Но он исходил из реального положения дел: часто гимназистам одного учебного года было недостаточно для овладения программным материалом. Причину этого Ломоносов справедливо видел не в какой-то особой непонятности русских учеников на чем настаивали Шумахер и гимназические преподаватели, а в цеховой замкнутости начальной академической школы, в приемных ограничениях.

Вот почему в проекте регламента Ломоносов не устанавливает никакого возрастного ценза для поступающих. Дело в том, что очень немногие в ту пору особенно дворяне отдавали своих детей в Академическую гимназию. Надо было всеми доступными средствами преодолевать, наряду с корпоративной направленностью педагогической политики внутри Академии , эту стихию безразличия к серьезному образованию за пределами Академии . При Ломоносове в гимназии были представлены самые разные возрастные группы: дети четырех-пяти и шести-семи лет, подростки и юноши шестнадцати-восемнадцати лет, взрослые двадцати четырех двадцати шести и даже двадцати девяти лет

Большие возможности для поправления дел в Академической гимназии открывало расширение социального состава гимназистов. Ломоносов был самым последовательным в XVIII веке борцом за демократизацию образования. На этом направления борьба была самой трудной. В Академическом регламенте 1747 года было сказано прямо, что в университет и гимназию разрешено принимать из всяких чинов людей, смотря по способности, кроме положенных в подушный оклад. Это означало, что дети крестьян и городской бедноты были лишены этой привилегии. В 1755 году, при составлении проекта Московских гимназий, Ломоносов, ни слова не говоря о подушном окладе, прибег к достаточно расплывчатому термину разночинцы в той части проекта, где шла речь о сословиях, имеющих право на образование, что открывало путь к знаниям детям городской бедноты, которая платила подушную подать. Вместе с тем детям крестьян там отказывалось в приеме не принимать никаких крепостных помещичьих людей. Все это было принято Шуваловым и затем утверждено императрицей.

И вот теперь, в 1758 году, Ломоносов предпринимает попытку открыть дорогу к наукам и тому сословию, из которого вышел сам. В четвертом параграфе Проекта регламента Академической гимназии он, избегая всяких недомолвок, прямо и подробно говорит об условиях приема детей крестьян и городских посадских низов: В Академическую гимназию не должны быть принимаемы лица, положенные в подушный оклад, и в особенности крепостные люди; если же помещик захочет отдать кого-либо из своих людей в Гимназию по причине его особой сообразительности и одаренности, то он должен освободить его навечно и дать Академии подписку, что отныне не имеет на него никаких прав, однако же подушные деньги он должен платить за него до следующей ревизии. . . Точно таким же образом должны приниматься в Гимназию на жалованье и положенные в подушный оклад дети посадских людей, государственных и дворцовых крестьян при наличии особых способностей и охоты к учению и если посадское общество округ или родственники обязуются уплачивать за них подушную подать до новой ревизии, при которой они должны быть вычеркнуты из подушных списков.

Прекрасно понимая, что эти его предложения натолкнутся на стену сословных предрассудков, Ломоносов пытается пробить в ней брешь таким вот здравомысленным и благородным увещеванием: Против этого не должны быть предубеждены обучающиеся в Гимназии юные дворяне, ибо науки являются путем к дворянству, и все идущие по этому пути должны смотреть на себя как на вступающих в дворянство. А затем все принятые и не принадлежащие к дворянству должны в отношении обращения с ними, как и в смысле одежды, быть на том же положении, какое подобает принадлежащим к дворянству. На военной службе числятся и дворяне и недворяне, так нечего стыдиться этого и при обучении наукам. Замечательно это уподобление: здесь подтексте мысль, что военная служба и служение науке равно полезны для отечества, благородны, доблестны и почетны.

Что касается собственно учебной программы гимназии, то необходимо иметь в виду,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Космонавты на МКС смогут увидеть фестиваль фейерверков в Москве
Космонавты, находящие на МКС, во время специального сеанса связи будут наблюдать с орбиты за проведением международного фестиваля фейерверков "Ростех" в Москве, сказал журналистам в среду режиссер фестиваля Андрей Сильвестров.
Кобзон: После ухода Веры Глаголевой российское искусство стало беднее
Народный артист России и первый заместитель главы парламентского комитета по культуре Иосиф Кобзон заявил, что после ухода из жизни Веры Витальевны Глаголевой российское искусство стало беднее. По словам певца, она была талантливой актрисой и режиссером и замечательной женщиной.
Джордж Мартин сравнил «Игру престолов» с «Войной и миром»
Сегодня в Петербурге прошла двухчасовая пресс-конференция с американским писателем-фантастом Джорджем Мартином. Он написал знаменитый цикл «Песнь льда и пламени», по которому сняли сериал «Игра Престолов».
Последнее интервью Веры Глаголевой раскрыло тайны ее нового фильма
В Германии 16 августа на 62-м году жизни скончалась известная русская актриса и режиссер Вера Глаголева. За пару месяцев до своего ухода из жизни она успела дать интервью, в котором рассказала о том, что работает над новым фильмом. Новая кинокартина Глаголевой должна была называться "Глиняная яма".
Мединский о Глаголевой: Киноискусство понесло невосполнимую потерю
По мнению чиновника, киноискусство понесло невосполнимую потерю. Соболезнование Мединского было опубликовано на официальном сайте ведомства. В нем сказано, что киноискусство понесло невосполнимую потерю, тяжелая болезнь оборвала жизнь талантливой актрисы и режиссера Веры Глаголевой.
Хрупкая блондинка, сильная женщина: какой была Вера Глаголева
Народная артистка России, актриса и режиссер Вера Глаголева скончалась на 62-м году жизни. Эту информацию РИА Новости подтвердила подруга артистки Лариса Гузеева. По словам мужа Веры Глаголевой бизнесмена Кирилла Шубского, актриса долго болела.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика