говядина, жаркое или окорок, в
постные же дни вместо щей варить для них горох, грибы, снетки или кашицу из
продольной
рыбы, а в дешевую пору и свежую; а другое кушанье
вареную рыбу или
жареную, а
именно осетрину, белужину, штокфиш16 и прочее, третье
каша с постным маслом, причем потреблять поваренные овощи, капусту, лук репу,
морковь
и редьку; также
довольствовать их. . . своим печеным хлебом и кислыми щами17.
Около ста различных
документов, касающихся
организации учебного дела, составил Ломоносов, не считая при этом постоянных
напоминаний об университете и гимназии в письмах к Шувалову и М. И. Воронцову.
То, что работу в учебных заведениях Академии необходимо в корне менять, со
временем начали понимать и в верхах. Университет и гимназия не имели своих
регламентов и своего бюджета, студенты и гимназисты содержались из рук вон
плохо, общеобразовательная и специальная их подготовка оставляла желать
лучшего.
Не дожидаясь утверждения проекта регламента гимназии, Ломоносов как член
Академической канцелярии практически взял на себя всю работу по гимназическому
переустройству в соответствии с основными пунктами проекта. Результаты были
явственны. Наконец последовало юридическое закрепление того, что уже было в
действительности. В январе 1760 года Ломоносов становится единоличным
руководителем университета и гимназии Петербургской Академии наук. В
определении по этому вопросу говорилось: Сего генваря 19 числа в полученном от
его высокографского сиятельства Академии г. президента в Канцелярию Академии
наук ордера написано: понеже-де чрез разные опыты усмотрено что учреждению и
распорядку а особливо сочинению регламентов Гимназии и Университета от
несогласия разных мыслей, также и надлежащему происхождению сих департаментов
чинится остановка, и уже многие годы минули не с таким успехом и
пользою, каковых
бы по справедливости ожидать должно было; и сверх того, сумма, определенная
на Университет исходила по сие время по большей части на другие расходы так что
Академическое комиссарство должно стало Университету многие тысячи- того ради
прошедшего 1758 году дан был от его сиятельства ордер г. коллежском советнику
Ломоносову чтобы он сочинил регламенты
для Университета и Гимназии которые им сочинены и по ордеру его сиятельства
отданы в Канцелярию для общего рассмотрения но как-де еще видно что дело сие
по-прежнему от несогласных мнений претерпевает остановку, а г Ломоносов между
тем по сочиненному от него регламенту Гимназии поступая с позволения его
сиятельства, привел своим старанием Гимназию во много лучшее состояние
ттргчртт ТТПРЖТ-
ГИМ ТОГО ТА ТИТ РОГ СИЯХР TTKCXRO ТО ТТЯТ-П-ГОЙ ОХ Р. И R RTTSCXM
TTOtlVTMTT VMTiPTFCTTPHHP м
весь оаспооядок
Университета и
Гимназии единственно оному г советнику Ломоносову по сочиненным от него
регламентам
полагаясь на его знание и усердие и уповая что он в произведении до цветущего
состояния оных двух департаментов
по должности сына отечества со всяким прилежанием и усердием поступать будет.
16Немецкое название трески.
17Особо приготовленный шипучий квас.
Однако ж и
строгая оценка того
положения, в котором оказались университет и гимназия, и похвала Ломоносову
за его усердие мало чего стоили бы, если б не указание президента в том же
ордере определенную на Университет сумму не токмо не употреблять ни на какие
другие расходы, но и недоимочную на прошлые годы в случае надобности для
помянутого учреждения выдавать по частям из академической суммы или из книжных
лавок. . . . Дело в том, что ранее университет и гимназия финансировались из
общего бюджета Академии наук, распорядителями которого были противники
Ломоносова. Если бы все продолжалось по-старому, его назначение единовластным
смотрителем за университетскими и гимназическими делами осталось бы лишь на
бумаге: ни штата, соответствующего новой программе, ни учебных пособий, ни
улучшения содержания учащихся не воспоследовало бы. Надо думать, что пункт о
возвращении университету его