состоялась лишь в 1819 году.
Но и не добившись
инаугурации, Ломоносов во многом
поправляет университетские дела. В декабре 1762 года в университете было
проэкзаменовано небывало большое по сравнению с доломоносовским периодом число
студентов семнадцать, и все получили хорошие отзывы профессоров. 5 февраля
1763 года в Отчете о состоянии
Университета и Гимназии Ломоносов с гордостью заявил: Через год из помянутых
студентов человечков двух надеяться можно адъюнктов, ежели прежнее употребят
прилежание, которые будут действительные академические питомцы, с самого
начала из нижних классов по наукам произведенные, а не из других школ
выпрошенные.
В этой Ломоносовской
гордости привлекает ее глубоко отцовское качество: смотрите, мол, вот
они, мною
выпестованные с младых ногтей, выходят теперь в жизнь, и я могу не краснеть
за них, готов держать ответ за каждого Воспитать как можно больше
людей, которые
так же, как и он, были бы нравственно стойкими, свободными и
смелыми, способными
на самостоятельные решения иными словами, воспитать достойных наследников
своего богатства, которые смогли бы приумножить его в дальнейшем только так
Ломоносов мыслил себе победу над смертью, грозившей погасить то пламя, что
бушевало в недрах его неистового духа. Зажечь от своего огня как можно больше
искренних молодых сердец, стать вспомним Слово о пользе Химии общею душою всех
будущих подвигов во славу русской культуры, ожить хотя бы искрой в малейшем
деле, направленном на благо отечества, только так можно было получить право
на бессмертие. И только такое бессмертие не холодное не абстрактное но
действительное теплокровное осязаемое живое только бессмертие во плоти
устраивало Ломоносова. Именно в этом, с его точки зрения заключался высший
моральный смысл самой идеи бессмертия рано или поздно посещающей каждого
человека; все прочее игра ума, самообольщение, ложь и
безнравственность. Ломоносову
мало было полностью выразиться в своих научных и художественных созданиях. Он
понимал, что его великое наследие будет мертво, если за ним не придут
многочисленные
Ломоносовы и не извлекут из него максимум пользы для России. Жизнь оказалась
бы прожитой только для себя. Более безнравственной и фальшивой жизни Ломоносов
не мог себе представить.
Вот
почему он из последних сил стремился заложить прочные основы народного
образования в России, создать ядро отечественных научных и литературных кадров.
Под руководством Ломоносова воспитались многие знаменитые деятели русской
культуры: поэт и переводчик, профессор Московского университета
Н. Н. Поповский
1730-1760,
философ, переводчик
и выдающийся математик, также профессор Московского университета А. А. Барсов
1730-1791,
поэт и
переводчик И. С. Барков 1732-1768, ученый натуралист и путешественник
академик И. И. Лепехин
1740-1802,
астроном
академик П. Б. Иноходцев 1742-1806, лингвист В. П. Светов 1744-
1783, ботаник и этнограф академик В.
Ф. Зуев 1754-1794Х химик академик Н. П. Соколов
1748-1795 и многие, многие другие. Ибо
Ломоносов оказывал свое действие на воспитание новых поколений и косвенным
образом: если вспомнить еще и о Московском университете, а также о том, что
вся Россия в течение многих десятилетий обучалась грамоте по Ломоносовской
Грамматике,
усваивала основы красноречия и знакомилась с лучшими образцами мировой
литературы по его Риторике, то размеры его влияния на образ мыслей русских
людей окажутся поистине грандиозными.
Как напутствие Учителя всем будущим
поколениям звучали
слова: Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Нектона
не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопа, а моя
слава падает и с вашею.
Только глубокое понимание своей
страны и своего народа,
внутренней логики его развития могло породить столь смелое
высказывание. Действительно,
надо было обладать настоящей смелостью, исключительным чувством собственного
достоинства и твердой верой в русский народ, чтобы произнести такие слова в ту
пору, когда большинство деятелей отечественной культуры видело свою задачу в
том, чтобы лишь приблизиться к западноевропейским образцам, когда
Сумароков, например,
с гордостью носил титло