lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 363


состоялась лишь в 1819 году.

Но и не добившись инаугурации, Ломоносов во многом поправляет университетские дела. В декабре 1762 года в университете было проэкзаменовано небывало большое по сравнению с доломоносовским периодом число студентов семнадцать, и все получили хорошие отзывы профессоров. 5 февраля 1763 года в Отчете о состоянии Университета и Гимназии Ломоносов с гордостью заявил: Через год из помянутых студентов человечков двух надеяться можно адъюнктов, ежели прежнее употребят прилежание, которые будут действительные академические питомцы, с самого начала из нижних классов по наукам произведенные, а не из других школ выпрошенные.

В этой Ломоносовской гордости привлекает ее глубоко отцовское качество: смотрите, мол, вот они, мною выпестованные с младых ногтей, выходят теперь в жизнь, и я могу не краснеть за них, готов держать ответ за каждого Воспитать как можно больше людей, которые так же, как и он, были бы нравственно стойкими, свободными и смелыми, способными на самостоятельные решения иными словами, воспитать достойных наследников своего богатства, которые смогли бы приумножить его в дальнейшем только так Ломоносов мыслил себе победу над смертью, грозившей погасить то пламя, что бушевало в недрах его неистового духа. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец, стать вспомним Слово о пользе Химии общею душою всех будущих подвигов во славу русской культуры, ожить хотя бы искрой в малейшем деле, направленном на благо отечества, только так можно было получить право на бессмертие. И только такое бессмертие не холодное не абстрактное но действительное теплокровное осязаемое живое только бессмертие во плоти устраивало Ломоносова. Именно в этом, с его точки зрения заключался высший моральный смысл самой идеи бессмертия рано или поздно посещающей каждого человека; все прочее игра ума, самообольщение, ложь и безнравственность. Ломоносову мало было полностью выразиться в своих научных и художественных созданиях. Он понимал, что его великое наследие будет мертво, если за ним не придут многочисленные Ломоносовы и не извлекут из него максимум пользы для России. Жизнь оказалась бы прожитой только для себя. Более безнравственной и фальшивой жизни Ломоносов не мог себе представить.

Вот почему он из последних сил стремился заложить прочные основы народного образования в России, создать ядро отечественных научных и литературных кадров. Под руководством Ломоносова воспитались многие знаменитые деятели русской культуры: поэт и переводчик, профессор Московского университета Н. Н. Поповский 1730-1760, философ, переводчик и выдающийся математик, также профессор Московского университета А. А. Барсов 1730-1791, поэт и переводчик И. С. Барков 1732-1768, ученый натуралист и путешественник академик И. И. Лепехин 1740-1802, астроном академик П. Б. Иноходцев 1742-1806, лингвист В. П. Светов 1744- 1783, ботаник и этнограф академик В. Ф. Зуев 1754-1794Х химик академик Н. П. Соколов 1748-1795 и многие, многие другие. Ибо Ломоносов оказывал свое действие на воспитание новых поколений и косвенным образом: если вспомнить еще и о Московском университете, а также о том, что вся Россия в течение многих десятилетий обучалась грамоте по Ломоносовской Грамматике, усваивала основы красноречия и знакомилась с лучшими образцами мировой литературы по его Риторике, то размеры его влияния на образ мыслей русских людей окажутся поистине грандиозными.

Как напутствие Учителя всем будущим поколениям звучали слова: Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Нектона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопа, а моя слава падает и с вашею.

Только глубокое понимание своей страны и своего народа, внутренней логики его развития могло породить столь смелое высказывание. Действительно, надо было обладать настоящей смелостью, исключительным чувством собственного достоинства и твердой верой в русский народ, чтобы произнести такие слова в ту пору, когда большинство деятелей отечественной культуры видело свою задачу в том, чтобы лишь приблизиться к западноевропейским образцам, когда Сумароков, например, с гордостью носил титло

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика