lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 384


всей Германии шершней-монад истов.

Упомянутые произведения Ломоносова философские и физические наброски 1740-х годов, письма к Эйлеру 1748-1754 годов показывают, что для него среди всех естественнонаучных проблем эпохи самой важной была проблема правильного философского метода. Если монадология Лейбница и Вольфа, с его точки зрения, была чревата мистическими издержками, особенно в умах и творениях эпигонов, этих шершней-монадистов, то и перед теми, кто исповедовал метод философии, опирающийся на атомы следовательно, и перед ним самим, убежденным и страстным апостолом атомистического мировоззрения, возникала своя опасность, равно губительная для достоверного познания природы, опасность механицизма. Ведь объявил же он в Опыте теории о нечувствительных частицах законы механики высшими, всеобъемлющими законами природы. И вот теперь, в заметках к Системе всей физики, которые, по существу, целиком посвящены проблеме метода, Ломоносов намеревается свести воедино свои мысли в этом направлении, не воплощенные ранее. При всем том со страниц заметок встает образ совершенно нового Ломоносова, ученого и мыслителя.

В самой структуре набросков будущего труда а они имеют свою структуру как бы отразилось постепенное восхождение Ломоносовской мысли к качественно новому знанию. Заметки разделены на три группы. Первая, состоящая из двадцати восьми фрагментов, это что-то вроде первичною хаоса, того самого, из которого Бог-творец создает стройный и гармоничный мир. Семь пунктов второй группы показывают, на основе каких принципов будет происходить упорядочение исходного материала. Наконец, третья группа, озаглавленная Отделы микологии, судя по всему, и представляет собою набросок труда, которому предстояло изложить целиком систему всей физики. Это слово микология выбрано не случайно оно полемично по отношению к Монадологии Лейбница. И еще две великие тени Декарта и Ньютона витают над страницами Ломоносовских заметок.

Обратимся ко второй их группе, в которой сам Ломоносов дал нам ключ к пониманию его замыслов. Начальная строчка здесь гласит: Как я поступать намерен. К ней присовокуплен цифровой указатель, позволяющий видеть, какие заметки первой группы выражают собственно авторскую позицию.

В природе Ломоносов выделяет как основное ее качество самоочевидную и легкую для восприятия простоту вспомним у Ньютона: Природа проста и не роскошествует излишним количеством причин. Эта, выражаясь современным языком, специфика предмета предполагает соответственный стиль исследования. По мысли Ломоносова, через точность опытов, осмотрительность, истинность, а также через тщательное сцепление доводов исследователь необходимо приходит к согласному значению доводов. При этом ему возбраняется чинить насилие над природой: правильный метод означает, что в равной мере из согласного и несогласного извлекаются доводы. Нельзя упорствовать в своих заблуждениях. Девиз настоящего исследователя таков: С величественностью природы нисколько не согласуются смутные грезы вымыслов. Касательно рабочей терминологии задуманного труда Ломоносов специально подчеркивает, что и она будет соответствовать предмету исследования, то есть будет простой и вполне традиционной: Пользуюсь здесь многими словами как вполне известными, как-то: фигура, движение, покой, не давая здесь определений их. Наконец, он указывает, что свою систему всей физики он строит в следующих трех измерениях: Историческое познание, философское и математическое, каковы будут у меня

Обозначив в общих чертах, как поступать намерен он, Ломоносов, переходит в своих заметках к тому, как поступают иные. И вот тут выясняется, что за двадцать лет, истекших после работы над Опытом теории о нечувствительных частицах, он из апологета механических понятий о мире во многом превратился в их оппонента. Он не хочет поступать, как поступают иные, ибо иные, как явствует из заметок, сплошь механицисты: Физические писатели целиком находятся в области механики. Он не намерен погружаться в рутину чисто механических подробностей: Махины, до практики

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Критики назвали не снявших ни одного плохого фильма режиссеров
Джей Джей Абрамс возглавил рейтинг лучших режиссеров, которые не сняли ни одного плохого фильма за свою карьеру.
«Лето» и «Довлатов» вошли в программу кинофестиваля в Карловых Варах
Российские картины «Подбросы» Ивана Твердовского, «Лето» Кирилла Серебренникова и «Довлатов» Алексея Германа – младшего попали в программу кинофестиваля в чешских Карловых Варах.
Райан Рейнольдс намекнул на полноценный фильм о Дэдпуле и Мстителях
Создатель фото обратился с вопросом к исполнителю роли Дедпула Райану Рейнольдсу и поинтересовался, возможно ли в будущем увидеть двух персонажей в одной киноленте.
«Танцы Минус» выступят на петербургской крыше
Концерт состоится в будущий четверг, 21 июня, в рамках Roof Music Fest - на крыше Roof Place по адресу Кожевенная линия, 30.
Терри Гиллиам лишился прав на свой новый фильм о Дон Кихоте
Терри Гиллиам проиграл в суде и потерял права на свой новый фильм "Человек, который убил Дон Кихота".
Скончался продюсер фильма «Лицо со шрамом» Мартин Бергман
На 93 году жизни в Америке умер кинопродюсер Мартин Брегман. Известность ему принесла работа с Аль Пачино над фильмом «Лицо со шрамом».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика