lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 384


всей Германии шершней-монад истов.

Упомянутые произведения Ломоносова философские и физические наброски 1740-х годов, письма к Эйлеру 1748-1754 годов показывают, что для него среди всех естественнонаучных проблем эпохи самой важной была проблема правильного философского метода. Если монадология Лейбница и Вольфа, с его точки зрения, была чревата мистическими издержками, особенно в умах и творениях эпигонов, этих шершней-монадистов, то и перед теми, кто исповедовал метод философии, опирающийся на атомы следовательно, и перед ним самим, убежденным и страстным апостолом атомистического мировоззрения, возникала своя опасность, равно губительная для достоверного познания природы, опасность механицизма. Ведь объявил же он в Опыте теории о нечувствительных частицах законы механики высшими, всеобъемлющими законами природы. И вот теперь, в заметках к Системе всей физики, которые, по существу, целиком посвящены проблеме метода, Ломоносов намеревается свести воедино свои мысли в этом направлении, не воплощенные ранее. При всем том со страниц заметок встает образ совершенно нового Ломоносова, ученого и мыслителя.

В самой структуре набросков будущего труда а они имеют свою структуру как бы отразилось постепенное восхождение Ломоносовской мысли к качественно новому знанию. Заметки разделены на три группы. Первая, состоящая из двадцати восьми фрагментов, это что-то вроде первичною хаоса, того самого, из которого Бог-творец создает стройный и гармоничный мир. Семь пунктов второй группы показывают, на основе каких принципов будет происходить упорядочение исходного материала. Наконец, третья группа, озаглавленная Отделы микологии, судя по всему, и представляет собою набросок труда, которому предстояло изложить целиком систему всей физики. Это слово микология выбрано не случайно оно полемично по отношению к Монадологии Лейбница. И еще две великие тени Декарта и Ньютона витают над страницами Ломоносовских заметок.

Обратимся ко второй их группе, в которой сам Ломоносов дал нам ключ к пониманию его замыслов. Начальная строчка здесь гласит: Как я поступать намерен. К ней присовокуплен цифровой указатель, позволяющий видеть, какие заметки первой группы выражают собственно авторскую позицию.

В природе Ломоносов выделяет как основное ее качество самоочевидную и легкую для восприятия простоту вспомним у Ньютона: Природа проста и не роскошествует излишним количеством причин. Эта, выражаясь современным языком, специфика предмета предполагает соответственный стиль исследования. По мысли Ломоносова, через точность опытов, осмотрительность, истинность, а также через тщательное сцепление доводов исследователь необходимо приходит к согласному значению доводов. При этом ему возбраняется чинить насилие над природой: правильный метод означает, что в равной мере из согласного и несогласного извлекаются доводы. Нельзя упорствовать в своих заблуждениях. Девиз настоящего исследователя таков: С величественностью природы нисколько не согласуются смутные грезы вымыслов. Касательно рабочей терминологии задуманного труда Ломоносов специально подчеркивает, что и она будет соответствовать предмету исследования, то есть будет простой и вполне традиционной: Пользуюсь здесь многими словами как вполне известными, как-то: фигура, движение, покой, не давая здесь определений их. Наконец, он указывает, что свою систему всей физики он строит в следующих трех измерениях: Историческое познание, философское и математическое, каковы будут у меня

Обозначив в общих чертах, как поступать намерен он, Ломоносов, переходит в своих заметках к тому, как поступают иные. И вот тут выясняется, что за двадцать лет, истекших после работы над Опытом теории о нечувствительных частицах, он из апологета механических понятий о мире во многом превратился в их оппонента. Он не хочет поступать, как поступают иные, ибо иные, как явствует из заметок, сплошь механицисты: Физические писатели целиком находятся в области механики. Он не намерен погружаться в рутину чисто механических подробностей: Махины, до практики

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Самаре установят первый в России памятник Эльдару Рязанову
Первый в России памятник Народному артисту России, кинорежиссеру Эльдару Рязанову будет установлен в Самаре в пятницу, 27 октября.
Создатель «Лжи Матильды» нокаутировал манекен Учителя
Алиев уверен, что фильм едва ли появится на экранах, иначе начнется революция. По словам боксера, это знание ему открыл Господь.
Фильм-катастрофа «Геошторм» стал лидером российского кинопроката
Фильм-катастрофа "Геошторм", снятый сценаристом картин "День независимости" и "Годзилла" Дином Девлином, собрал за выходные 294,3 миллиона рублей, став лидером российского проката.
Песков ответил, будут ли в Кремле смотреть «Матильду»
Как ранее сообщало ИА REGNUM, фильм «Матильда» рассказывает об отношениях между известной в царской России балериной Матильдой Кшесинской и цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
В возрасте 70-и лет умер музыкант и продюсер Джордж Янг
На 71-м году жизни скончался Джордж Янг - легендарный рок-музыкант и "изобретатель звука" группы AC/DC.
Фильм «Фиксики. Большой секрет» откроет Большой фестиваль мультфильмов
Большой фестиваль соберет сотни мультфильмов для детей и взрослых со всего мира, пройдут встречи режиссеров-аниматоров со зрителями, мастер-классы, лекции.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика