lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 387


вненациональна. Точнее было бы говорить о том, что она всечеловечна, да и то на уровне конечных результатов. Что же касается самих поисков научной истины, то они всегда ведутся не только на фоне мировой, но и в недрах национальной культуры, породившей того или иного ученого. Академик С. И. Вавилов в одной из своих статей о Ломоносове писал: Наиболее замечательные и совершеннейшие произведения человеческого духа всегда несут на себе ясный отпечаток творца, а через него и своеобразные черты народа, страны и эпохи. Это хорошо известно в искусстве. Но такова же и наука, если только обратиться не просто к ее формулам, к ее отвлеченным выводам, а к действительным научным творениям, книгам мемуарам дневникам письмам определившим продвижение науки

Никто не сомневается в общем значении Эвклидовой геометрии для всех времен и народов, но вместе с тем Элементы Эвклида, их построение и стиль глубоко национальны, это одно из примечательнейших проявлений духа Древней Греции наряду с трагедиями Софокла и Парфеноном. В таком же смысле национальны физика Ньютона, философия Декарта и наука Ломоносова.

Действительно, есть все же безусловная закономерность в том, что экспансивный француз пишет о вихревой Вселенной, практичный англичанин смотрит на нее как на часовой механизм, а русский, со своей поэтически-эмоциональной точки зрения, отмечает в ней прежде всего чудеса согласия, согласный строй причин, единодушный легион доводов, самоочевидную и легкую для восприятия простоту. И каждый из них и Декарт, и Ньютон, и Ломоносов, воплощая собою дух своих народов, по-своему осветил истину, которую ищет весь человеческий род.

Надо сказать, что в заметках к Системе всей физики с точки зрения современного естествоиспытателя должно быть слишком много именно поэтических обертонов. Действительно, здесь тот случай, о котором писал еще П. В. Гоголь: . . . чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта. Интересно, что через сто лет после смерти Ломоносова его научно-философские формулы воскреснут в поэзии Ф. И. Тютчева почти в своем словесном обличье почти потому что Ломоносов писал заметки по-латыни:

 

Несокрушимый строй во всем, Созвучье полное в природе. . .

 

А Ломоносовское утверждение о том, что с величественностью природы нисколько не согласуются смутные грезы вымыслов само по себе достаточно поэтичное, как бы получит дальнейшее художественное развитие в таких гениальных тютчевских стихах:

 

Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих лишь грезою природы.

 

Тот факт, что Тютчев не мог знать заметок к Системе всей физики они были впервые опубликованы в 1936 году, лишний раз подчеркивает глубоко поэтический характер естественнонаучной мысли Ломоносова. Такие совпадения многого стоят

А. С. Пушкин писал, что Н. М. Карамзин был одновременно летописцем и историком. О Ломоносове можно сказать, что он был одновременно натурфилософом и ученым. Для натурфилософии характерно стремление одним грандиозным символом охватить и объяснить всю сложность явлений природы. Ломоносов, будучи основательным и подробным в частностях, как положено настоящему ученому, был вместе с тем во многом нетерпелив в своей устремленности к универсальному объяснению всей причинно-следственной связи фактов и явлений, подобно натурфилософу. В заметках к Системе всей физики он уже продумал художественное оформление титульного листа будущей книги: В картуше под титулом представить натуру, стоящую главою выше облек, звездами и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика