lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 390


Анакреоном и Катонном, между практическим эпикурейством и аскетизмом. Подчеркнем: сам Ломоносов не стоит перед выбором он уже понял про Анакреона и Катана что-то такое, что устраняет для него самый вопрос о выборе. И не потому только, что он предпочел кого-то из двух. . . Однако для исследователей вопрос остается, и, поскольку Катан как личность все-таки вызывает больше симпатий, нежели похотливый старичок Анакреон, принимается без доказательств, что Ломоносов целиком на его стороне. И тут уже грань между позицией Ломоносова и той жизненной программой, которую представляет Катан, стирается как бы сама собою. И появляется, вопреки всему что известно о Ломоносове, образ человека, который шел за Катодом и подавлял в себе все, что не считал общественно важным; Ломоносов республиканец, который по своей жизненной практике принадлежал, как известно , к тем, кто жизнь пренебрегал к республики успеху .

Но отчего же тогда Ломоносов, если Катан ему ближе, отказывается принять чью-либо сторону в споре республиканца с Анакреоном Ведь это отказывается, или не знает, или не берется решить, может свидетельствовать только о двух вещах: либо о нравственной непоследовательности Ломоносова что абсурдно, либо о профессиональной слабости всего произведения, о неумении Ломоносова-поэта художественными средствами выбраться из созданной им самим ситуации что не менее абсурдно.

Однако все, о чем здесь сейчас говорится, не имеет к Ломоносову ровно никакого отношения. Он не подавлял в себе ничего из того, что не являлось общественно важным ибо ничего такого, что следовало бы подавить, он в себе не ощущал. Ломоносов как поэт и человек интересен именно глубоким и ясным пониманием высокой национально-государственной ценности своей личности. Он все считал в себе общественно важным и имел на это право. По своим же социально-политическим убеждениям он был не республиканцем аристократического толка, а сторонником просвещенного абсолютизма, в основе которого лежат народные царистские иллюзии.

И наконец, последнее: знает все же или не знает Ломоносов, кто умнее Безусловно, знает и не отказывается отвечать. Больше того: он уже, по сути дела, ответил на этот вопрос в приведенном отрывке. Умнее он, Ломоносов. Что же касается Анакреона и Катана, то из них, с точки зрения Ломоносова, не умен ни тот, ни другой. . .

 

Разговор с Анакреоном можно понять лишь в контексте общих представлений Ломоносова об истине, о нравственной свободе, суть которых сводится к тому, что перед ним никогда не вставал вопрос о непримиримости частного и общего, личного и коллективного. Постоянная способность к слиянию с целым, органическое ощущение и понимание своего глубокого, коренного родства с миром, которое и есть самая полная истина, какая только может быть в поэзии все это уже было философским активом Ломоносова задолго до написания Разговора с Анакреоном. И это необходимо учесть, приступая к его разбору.

Почти шестьдесят лет назад историком не филологом Н. Д. Чечулиным была высказана одна проницательная мысль по интересующему нас поводу. Вот что писал ученый: Беседы с Анакреоном представляют поэтическую шутку, по остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество шутки это позже других созревающий плод умственного развития. Звучит несколько парадоксально, отчасти даже несерьезно особенно если иметь в виду всю серьезность поднимаемых в Разговоре проблем, но по существу глубоко и решительно верно. Веселая ирония по отношению к Анакреону и Катину многое ставит на свои места. Она была бы невозможна, если б Ломоносов не имел своего собственного ответа на поставленные им вопросы.

Нельзя забывать и еще об одном о жанре. Разговор с Анакреоном не ода, где возможны прямые уроки читателю и гражданская проповедь, не сатира, где необходимы обличение и некоторые практические рекомендации. Это именно разговор, беседа, диалог в духе античных диалогов, вышучивающий вдобавок всевозможные разговоры в царстве мертвых, которые появлялись на страницах тогдашних журналов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Зрители раскритиковали работу звукорежиссера на концерте Пугачевой
По словам зрителя Никиты Ковтунова, работа звукорежиссера оставляла желать лучшего Зрители юбилейного концерта российской певицы Аллы Пугачевой, который состоялся 17 апреля в Кремлевском дворце, пожаловались на плохой звук.
Главная роль. Кирилл Разлогов
Гость программы "Главная роль" - Кирилл Разлогов. 41-й Московский Международный кинофестиваль.
Звезда фильма «Облачный атлас» умерла в 16 лет
В Великобритании умерла актриса кино и телевидения, фотомодель и певица Майя-Лесия Нэйлор — талантливой девушке было всего шестнадцать лет. Причина смерти актрисы, по данным британского таблоида The Sun, пока не уточняется.
Появился первый тизер сериала «Болотная тварь»
Ранее стало известно, что студия Warner Bros. внезапно прекратила съёмки первого сезона сериала «Болотная тварь» после десяти эпизодов. По данным источников, WB решила урезать расходы на производство проектов DC Universe, так как сейчас решает судьбу сервиса.
Сергей Светлаков назвал причины ухода с телеканала ТНТ
Сергей Светлаков в минувшем году покинул телеканал ТНТ вместе с коллегой Александром Незлобиным. Он рассказал об истинных причинах своего ухода.
Скончался писатель Уоррен Адлер
На 91-м году жизни скончался американский писатель и драматург Уоррен Адлер. Об этом сообщает портал Deadline. Отмечается, что он умер из-за осложнений от рака печени.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика