lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 390


Анакреоном и Катонном, между практическим эпикурейством и аскетизмом. Подчеркнем: сам Ломоносов не стоит перед выбором он уже понял про Анакреона и Катана что-то такое, что устраняет для него самый вопрос о выборе. И не потому только, что он предпочел кого-то из двух. . . Однако для исследователей вопрос остается, и, поскольку Катан как личность все-таки вызывает больше симпатий, нежели похотливый старичок Анакреон, принимается без доказательств, что Ломоносов целиком на его стороне. И тут уже грань между позицией Ломоносова и той жизненной программой, которую представляет Катан, стирается как бы сама собою. И появляется, вопреки всему что известно о Ломоносове, образ человека, который шел за Катодом и подавлял в себе все, что не считал общественно важным; Ломоносов республиканец, который по своей жизненной практике принадлежал, как известно , к тем, кто жизнь пренебрегал к республики успеху .

Но отчего же тогда Ломоносов, если Катан ему ближе, отказывается принять чью-либо сторону в споре республиканца с Анакреоном Ведь это отказывается, или не знает, или не берется решить, может свидетельствовать только о двух вещах: либо о нравственной непоследовательности Ломоносова что абсурдно, либо о профессиональной слабости всего произведения, о неумении Ломоносова-поэта художественными средствами выбраться из созданной им самим ситуации что не менее абсурдно.

Однако все, о чем здесь сейчас говорится, не имеет к Ломоносову ровно никакого отношения. Он не подавлял в себе ничего из того, что не являлось общественно важным ибо ничего такого, что следовало бы подавить, он в себе не ощущал. Ломоносов как поэт и человек интересен именно глубоким и ясным пониманием высокой национально-государственной ценности своей личности. Он все считал в себе общественно важным и имел на это право. По своим же социально-политическим убеждениям он был не республиканцем аристократического толка, а сторонником просвещенного абсолютизма, в основе которого лежат народные царистские иллюзии.

И наконец, последнее: знает все же или не знает Ломоносов, кто умнее Безусловно, знает и не отказывается отвечать. Больше того: он уже, по сути дела, ответил на этот вопрос в приведенном отрывке. Умнее он, Ломоносов. Что же касается Анакреона и Катана, то из них, с точки зрения Ломоносова, не умен ни тот, ни другой. . .

 

Разговор с Анакреоном можно понять лишь в контексте общих представлений Ломоносова об истине, о нравственной свободе, суть которых сводится к тому, что перед ним никогда не вставал вопрос о непримиримости частного и общего, личного и коллективного. Постоянная способность к слиянию с целым, органическое ощущение и понимание своего глубокого, коренного родства с миром, которое и есть самая полная истина, какая только может быть в поэзии все это уже было философским активом Ломоносова задолго до написания Разговора с Анакреоном. И это необходимо учесть, приступая к его разбору.

Почти шестьдесят лет назад историком не филологом Н. Д. Чечулиным была высказана одна проницательная мысль по интересующему нас поводу. Вот что писал ученый: Беседы с Анакреоном представляют поэтическую шутку, по остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество шутки это позже других созревающий плод умственного развития. Звучит несколько парадоксально, отчасти даже несерьезно особенно если иметь в виду всю серьезность поднимаемых в Разговоре проблем, но по существу глубоко и решительно верно. Веселая ирония по отношению к Анакреону и Катину многое ставит на свои места. Она была бы невозможна, если б Ломоносов не имел своего собственного ответа на поставленные им вопросы.

Нельзя забывать и еще об одном о жанре. Разговор с Анакреоном не ода, где возможны прямые уроки читателю и гражданская проповедь, не сатира, где необходимы обличение и некоторые практические рекомендации. Это именно разговор, беседа, диалог в духе античных диалогов, вышучивающий вдобавок всевозможные разговоры в царстве мертвых, которые появлялись на страницах тогдашних журналов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Номинантов на «Оскар» объявят в Лос-Анджелесе
На "Оскар" могут выдвигать картины, которые находятся в прокате на территории округа Лос-Анджелес не менее семи дней подряд в календарный год, который предшествует году вручения премии.
Новым ведущим «Орла и решки» стал Антон Зайцев из Екатеринбурга
Программа «Орел и Решка» опубликовала трейлер следующего сезона с новыми ведущими. Ими стали шоумен Антон Зайцев из Екатеринбурга и Ольга Антипова.
В Фонде кино станут обращать внимание на успешность
По данным ТАСС, с 2018 года в Фонде появился новый орган управления — совет фонда. Также с этого года стал ограниченным срок полномочий руководителей Фонда кино. Эти нововведения появились в утвержденной Дмитрием Медведевым, премьер-министром Российской Федерации, версии устава фонда.
Эксперты не приняли макет памятника актеру Сергею Бодрову-младшему
Экспертная комиссия вынесла отрицательное заключение по вопросу возведения памятника в столице актеру Сергею Бодрову-младшему. Специалисты отмечают, что на такое решение повлиял образ героя в фильме «Брат», где актер сыграл Данилу Багрова, они также выразили претензии к выразительности монумента.
Кристиан Бэйл перестанет худеть и толстеть для ради фильма
Известный голливудский актер Кристиан Бэйл, который способен кардинально изменить свое тело для роли в кино, заявил, что может перестать худеть и набирать вес ради съемок.
Певица умерла от сердечного приступа на сцене
Инцидент произошел в воскресенье, 20 января, во время концерта «Неугасимые звезды». Зрители засняли, как во время исполнения песни «Елама, ярсыма» Халиуллова упала. Исполнительница была срочно госпитализирована, но врачам не удалось спасти певицу.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика