lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 390


Анакреоном и Катонном, между практическим эпикурейством и аскетизмом. Подчеркнем: сам Ломоносов не стоит перед выбором он уже понял про Анакреона и Катана что-то такое, что устраняет для него самый вопрос о выборе. И не потому только, что он предпочел кого-то из двух. . . Однако для исследователей вопрос остается, и, поскольку Катан как личность все-таки вызывает больше симпатий, нежели похотливый старичок Анакреон, принимается без доказательств, что Ломоносов целиком на его стороне. И тут уже грань между позицией Ломоносова и той жизненной программой, которую представляет Катан, стирается как бы сама собою. И появляется, вопреки всему что известно о Ломоносове, образ человека, который шел за Катодом и подавлял в себе все, что не считал общественно важным; Ломоносов республиканец, который по своей жизненной практике принадлежал, как известно , к тем, кто жизнь пренебрегал к республики успеху .

Но отчего же тогда Ломоносов, если Катан ему ближе, отказывается принять чью-либо сторону в споре республиканца с Анакреоном Ведь это отказывается, или не знает, или не берется решить, может свидетельствовать только о двух вещах: либо о нравственной непоследовательности Ломоносова что абсурдно, либо о профессиональной слабости всего произведения, о неумении Ломоносова-поэта художественными средствами выбраться из созданной им самим ситуации что не менее абсурдно.

Однако все, о чем здесь сейчас говорится, не имеет к Ломоносову ровно никакого отношения. Он не подавлял в себе ничего из того, что не являлось общественно важным ибо ничего такого, что следовало бы подавить, он в себе не ощущал. Ломоносов как поэт и человек интересен именно глубоким и ясным пониманием высокой национально-государственной ценности своей личности. Он все считал в себе общественно важным и имел на это право. По своим же социально-политическим убеждениям он был не республиканцем аристократического толка, а сторонником просвещенного абсолютизма, в основе которого лежат народные царистские иллюзии.

И наконец, последнее: знает все же или не знает Ломоносов, кто умнее Безусловно, знает и не отказывается отвечать. Больше того: он уже, по сути дела, ответил на этот вопрос в приведенном отрывке. Умнее он, Ломоносов. Что же касается Анакреона и Катана, то из них, с точки зрения Ломоносова, не умен ни тот, ни другой. . .

 

Разговор с Анакреоном можно понять лишь в контексте общих представлений Ломоносова об истине, о нравственной свободе, суть которых сводится к тому, что перед ним никогда не вставал вопрос о непримиримости частного и общего, личного и коллективного. Постоянная способность к слиянию с целым, органическое ощущение и понимание своего глубокого, коренного родства с миром, которое и есть самая полная истина, какая только может быть в поэзии все это уже было философским активом Ломоносова задолго до написания Разговора с Анакреоном. И это необходимо учесть, приступая к его разбору.

Почти шестьдесят лет назад историком не филологом Н. Д. Чечулиным была высказана одна проницательная мысль по интересующему нас поводу. Вот что писал ученый: Беседы с Анакреоном представляют поэтическую шутку, по остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество шутки это позже других созревающий плод умственного развития. Звучит несколько парадоксально, отчасти даже несерьезно особенно если иметь в виду всю серьезность поднимаемых в Разговоре проблем, но по существу глубоко и решительно верно. Веселая ирония по отношению к Анакреону и Катину многое ставит на свои места. Она была бы невозможна, если б Ломоносов не имел своего собственного ответа на поставленные им вопросы.

Нельзя забывать и еще об одном о жанре. Разговор с Анакреоном не ода, где возможны прямые уроки читателю и гражданская проповедь, не сатира, где необходимы обличение и некоторые практические рекомендации. Это именно разговор, беседа, диалог в духе античных диалогов, вышучивающий вдобавок всевозможные разговоры в царстве мертвых, которые появлялись на страницах тогдашних журналов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Данила Козловский снимет свой фильм о футболе и исполнит главную роль
Главного героя сыграет сам Козловский. Фильм получил название "Тренер", пишут СМИ. Отмечается, что съемки ведут сразу несколько кинокомпаний, а Козловский будет не только режиссером, но и выступит в роли форварда национальной сборной и тренера команды "Метеор" Юрия Столешникова.
В Москве на фасаде Манежа покажут световое шоу «Письма Победы»
Световое шоу, созданное по мотивам военных писем, покажут на фасаде здания Манежа с 1 по 9 мая, сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы.
В Китае снимут фильм про легендарную игру Contra
Классическая игра Contra от Konami 1989 года выпуска получит свою экранизацию в Китае, сообщает портал China Film Insider. Один из трех сценариев компаний Beijing Starlit Movie и TV Culture был утвержден Китайским кинематографическим бюро.
На фестиваль «Движение» в Омск прибыли звезды российского кино
Кстати В Омске откроют мемориальный бюст известному советскому поэту Сергею Михалкову. Событие приурочено к закрытию кинофестиваля "Движение".
Певец Элтон Джон попал в реанимацию из-за опасной «заморской» инфекции
Всемирно известный британский певец Элтон Джон попал в реанимацию из-за «потенциально смертельной» инфекции. Исполнитель провел в реанимации две ночи и был вынужден отменить ряд живых выступлений. Об этом сообщило агентство «Рейтер» со ссылкой на его пресс-секретаря Фрэну Кертис.
«Единая Россия» проведет в Омске форум по вопросам культуры
"Единая Россия" проведет в Омске партийный форум "Культура - национальный приоритет", посвященный вопросам развития культуры. Как сообщила пресс-служба правительства РФ, в его работе примет участие председатель партии, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика