lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 390


Анакреоном и Катонном, между практическим эпикурейством и аскетизмом. Подчеркнем: сам Ломоносов не стоит перед выбором он уже понял про Анакреона и Катана что-то такое, что устраняет для него самый вопрос о выборе. И не потому только, что он предпочел кого-то из двух. . . Однако для исследователей вопрос остается, и, поскольку Катан как личность все-таки вызывает больше симпатий, нежели похотливый старичок Анакреон, принимается без доказательств, что Ломоносов целиком на его стороне. И тут уже грань между позицией Ломоносова и той жизненной программой, которую представляет Катан, стирается как бы сама собою. И появляется, вопреки всему что известно о Ломоносове, образ человека, который шел за Катодом и подавлял в себе все, что не считал общественно важным; Ломоносов республиканец, который по своей жизненной практике принадлежал, как известно , к тем, кто жизнь пренебрегал к республики успеху .

Но отчего же тогда Ломоносов, если Катан ему ближе, отказывается принять чью-либо сторону в споре республиканца с Анакреоном Ведь это отказывается, или не знает, или не берется решить, может свидетельствовать только о двух вещах: либо о нравственной непоследовательности Ломоносова что абсурдно, либо о профессиональной слабости всего произведения, о неумении Ломоносова-поэта художественными средствами выбраться из созданной им самим ситуации что не менее абсурдно.

Однако все, о чем здесь сейчас говорится, не имеет к Ломоносову ровно никакого отношения. Он не подавлял в себе ничего из того, что не являлось общественно важным ибо ничего такого, что следовало бы подавить, он в себе не ощущал. Ломоносов как поэт и человек интересен именно глубоким и ясным пониманием высокой национально-государственной ценности своей личности. Он все считал в себе общественно важным и имел на это право. По своим же социально-политическим убеждениям он был не республиканцем аристократического толка, а сторонником просвещенного абсолютизма, в основе которого лежат народные царистские иллюзии.

И наконец, последнее: знает все же или не знает Ломоносов, кто умнее Безусловно, знает и не отказывается отвечать. Больше того: он уже, по сути дела, ответил на этот вопрос в приведенном отрывке. Умнее он, Ломоносов. Что же касается Анакреона и Катана, то из них, с точки зрения Ломоносова, не умен ни тот, ни другой. . .

 

Разговор с Анакреоном можно понять лишь в контексте общих представлений Ломоносова об истине, о нравственной свободе, суть которых сводится к тому, что перед ним никогда не вставал вопрос о непримиримости частного и общего, личного и коллективного. Постоянная способность к слиянию с целым, органическое ощущение и понимание своего глубокого, коренного родства с миром, которое и есть самая полная истина, какая только может быть в поэзии все это уже было философским активом Ломоносова задолго до написания Разговора с Анакреоном. И это необходимо учесть, приступая к его разбору.

Почти шестьдесят лет назад историком не филологом Н. Д. Чечулиным была высказана одна проницательная мысль по интересующему нас поводу. Вот что писал ученый: Беседы с Анакреоном представляют поэтическую шутку, по остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество шутки это позже других созревающий плод умственного развития. Звучит несколько парадоксально, отчасти даже несерьезно особенно если иметь в виду всю серьезность поднимаемых в Разговоре проблем, но по существу глубоко и решительно верно. Веселая ирония по отношению к Анакреону и Катину многое ставит на свои места. Она была бы невозможна, если б Ломоносов не имел своего собственного ответа на поставленные им вопросы.

Нельзя забывать и еще об одном о жанре. Разговор с Анакреоном не ода, где возможны прямые уроки читателю и гражданская проповедь, не сатира, где необходимы обличение и некоторые практические рекомендации. Это именно разговор, беседа, диалог в духе античных диалогов, вышучивающий вдобавок всевозможные разговоры в царстве мертвых, которые появлялись на страницах тогдашних журналов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Самаре установят первый в России памятник Эльдару Рязанову
Первый в России памятник Народному артисту России, кинорежиссеру Эльдару Рязанову будет установлен в Самаре в пятницу, 27 октября.
Создатель «Лжи Матильды» нокаутировал манекен Учителя
Алиев уверен, что фильм едва ли появится на экранах, иначе начнется революция. По словам боксера, это знание ему открыл Господь.
Фильм-катастрофа «Геошторм» стал лидером российского кинопроката
Фильм-катастрофа "Геошторм", снятый сценаристом картин "День независимости" и "Годзилла" Дином Девлином, собрал за выходные 294,3 миллиона рублей, став лидером российского проката.
Песков ответил, будут ли в Кремле смотреть «Матильду»
Как ранее сообщало ИА REGNUM, фильм «Матильда» рассказывает об отношениях между известной в царской России балериной Матильдой Кшесинской и цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
В возрасте 70-и лет умер музыкант и продюсер Джордж Янг
На 71-м году жизни скончался Джордж Янг - легендарный рок-музыкант и "изобретатель звука" группы AC/DC.
Фильм «Фиксики. Большой секрет» откроет Большой фестиваль мультфильмов
Большой фестиваль соберет сотни мультфильмов для детей и взрослых со всего мира, пройдут встречи режиссеров-аниматоров со зрителями, мастер-классы, лекции.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика