lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 390


Анакреоном и Катонном, между практическим эпикурейством и аскетизмом. Подчеркнем: сам Ломоносов не стоит перед выбором он уже понял про Анакреона и Катана что-то такое, что устраняет для него самый вопрос о выборе. И не потому только, что он предпочел кого-то из двух. . . Однако для исследователей вопрос остается, и, поскольку Катан как личность все-таки вызывает больше симпатий, нежели похотливый старичок Анакреон, принимается без доказательств, что Ломоносов целиком на его стороне. И тут уже грань между позицией Ломоносова и той жизненной программой, которую представляет Катан, стирается как бы сама собою. И появляется, вопреки всему что известно о Ломоносове, образ человека, который шел за Катодом и подавлял в себе все, что не считал общественно важным; Ломоносов республиканец, который по своей жизненной практике принадлежал, как известно , к тем, кто жизнь пренебрегал к республики успеху .

Но отчего же тогда Ломоносов, если Катан ему ближе, отказывается принять чью-либо сторону в споре республиканца с Анакреоном Ведь это отказывается, или не знает, или не берется решить, может свидетельствовать только о двух вещах: либо о нравственной непоследовательности Ломоносова что абсурдно, либо о профессиональной слабости всего произведения, о неумении Ломоносова-поэта художественными средствами выбраться из созданной им самим ситуации что не менее абсурдно.

Однако все, о чем здесь сейчас говорится, не имеет к Ломоносову ровно никакого отношения. Он не подавлял в себе ничего из того, что не являлось общественно важным ибо ничего такого, что следовало бы подавить, он в себе не ощущал. Ломоносов как поэт и человек интересен именно глубоким и ясным пониманием высокой национально-государственной ценности своей личности. Он все считал в себе общественно важным и имел на это право. По своим же социально-политическим убеждениям он был не республиканцем аристократического толка, а сторонником просвещенного абсолютизма, в основе которого лежат народные царистские иллюзии.

И наконец, последнее: знает все же или не знает Ломоносов, кто умнее Безусловно, знает и не отказывается отвечать. Больше того: он уже, по сути дела, ответил на этот вопрос в приведенном отрывке. Умнее он, Ломоносов. Что же касается Анакреона и Катана, то из них, с точки зрения Ломоносова, не умен ни тот, ни другой. . .

 

Разговор с Анакреоном можно понять лишь в контексте общих представлений Ломоносова об истине, о нравственной свободе, суть которых сводится к тому, что перед ним никогда не вставал вопрос о непримиримости частного и общего, личного и коллективного. Постоянная способность к слиянию с целым, органическое ощущение и понимание своего глубокого, коренного родства с миром, которое и есть самая полная истина, какая только может быть в поэзии все это уже было философским активом Ломоносова задолго до написания Разговора с Анакреоном. И это необходимо учесть, приступая к его разбору.

Почти шестьдесят лет назад историком не филологом Н. Д. Чечулиным была высказана одна проницательная мысль по интересующему нас поводу. Вот что писал ученый: Беседы с Анакреоном представляют поэтическую шутку, по остроумию исключительную во всей допушкинской поэзии: тонкость и изящество шутки это позже других созревающий плод умственного развития. Звучит несколько парадоксально, отчасти даже несерьезно особенно если иметь в виду всю серьезность поднимаемых в Разговоре проблем, но по существу глубоко и решительно верно. Веселая ирония по отношению к Анакреону и Катину многое ставит на свои места. Она была бы невозможна, если б Ломоносов не имел своего собственного ответа на поставленные им вопросы.

Нельзя забывать и еще об одном о жанре. Разговор с Анакреоном не ода, где возможны прямые уроки читателю и гражданская проповедь, не сатира, где необходимы обличение и некоторые практические рекомендации. Это именно разговор, беседа, диалог в духе античных диалогов, вышучивающий вдобавок всевозможные разговоры в царстве мертвых, которые появлялись на страницах тогдашних журналов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Депутат предложил использовать российское кино для наказаний
Депутат уточнил, что не все российские картины плохие, но некоторые недостаточно качественные Запред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил использовать плохие российские фильмы для наказания правонарушителей, передает агентство Москва.
У «Ленинграда» вышел новый клип про космос с Tesla Илона Маска
Режиссёр Илья Найшуллер снял для «Ленинграда» новый клип на песню «Цой» про космос с Tesla Roadster Илона Маска.
Мединский вручил государственные награды деятелям искусства
Министр культуры России Владимир Мединский вручил государственные награды деятелям культуры и искусства.
В декабре в Петербург приедет солист группы Rammstein Тилль Линдеманн
Солист группы Rammstein Тилль Линдеманн приедет в Петербург 5 декабря. Об этом сообщает пресс-служба концертного агентства "T. C. I.".
Новый фильм о Джеймсе Бонде снимет Кэри Фукунага
Съемки начнутся 4 марта 2019 года на студии Pinewood. Фильм выйдет на широкие экраны 14 февраля 2020 года.
Райан Рейнольдс выложил видео со съемок 6 Underground Майкла Бэя
Райан Рейнольдс, известный по роли Дэдпула в одноименных кинокомиксах, рассказал, что ему нравится в работе вместе с режиссером Майклом Бэем над фильмом 6 Underground.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика