том, что Ломоносовское
слово
о мире объемнее, чем слово Анакреона. Певец наслаждений не испытывает никаких
эмоций по отношению к троянским героям, к Каму, к Гераклу они начисто
выпадают из его мира, который, таким образом, оказывается сознательно
обедненным и ограниченным. Ломоносовское мироощущение, напротив, не
отвергает анакреонтического начала Я чувствовал жар прежний В согревшейся крови,
но вдобавок он отзывчив и к геройскому началу. Если присмотреться
повнимательнее, то тут мы имеем не противопоставление геройства и любви, а
противопоставление любви и Любви. Поэт начинает бегать перстами по тоненьким
струнам, чувствуя в себе жар любви, и эта любовь органически, по
неволе, переходит
на более возвышенный предмет.
В основе всего этого лежит более
свободное и широкое
представление Ломоносова об истине, которое, как подчеркнуто
выше, заключалось
для него в слиянии своего я с миром, в самоотдаче чему-то обширнейшему, нежели
он сам. Скажут: да ведь и Анакреон сливается с миром, и Анакреон свободно
отдает себя тому, что сильнее и обширнее его, и Анакреон в своей чувственной
любви приобщается к бесконечности, к истине и т. д. Но ведь вопрос здесь не
в том, может ли приобщиться, а в том, сколько точек соприкосновения с миром
в этом единении, в этом приобщения к истине у того и другого. Истина
Анакреона ограниченнее Ломоносовской. Анакреон люди его типа никогда не сможет
понять Ломоносова людей его типа. Он сам заказал себе путь к этому, сузив
свой горизонт. Ломоносов стоит выше, он видит дальше и больше. Любовь для
него и нежность сердечная, и восхищение перед вечной славой героев. Ломоносов
может понять Анакреона. Поэтому-то и возможно продолжение Разговора:
Анакреон ОДА
XXIII
Когда бы нам
возможно Жизнь
было продолжить, То стал бы я не ложно Сокровища копить, Чтоб смерть в мою
годину, Взяв деньги, отошла И, за откуп кончину Отсрочив, жить дала; Когда
же я то знаю, Что жить положен срок, На что крушусь, вздыхаю, Что мзды
скопить не мог; Не лучше ль без терзанья С приятелями гулять И нежны
воздыханья К любезной посылать.
Ломоносов
ОТВЕТ
Анакреон, ты
верно Великий
философ, Ты делом равномерно Своих держался слов, Ты жил по тем
законам, Которые
писал, Смеялся забобонам, Ты петь любил, плясал. . . Возьмите прочь Сенеку,