lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 394


кинжалом освобожусь ценою уничтожения нет, в первую очередь не себя самого мира, который оказался не таким, каким он хотел его видеть.

Здесь-то во всей полноте и проступают те сходства Катана с Анакреоном, которые вдруг увидел Ломоносов. Железный аскет сходен с мягкотелым сластолюбцем в основополагающем нравственном отношении: он хочет гармонии и свободы для себя. Оселком, на котором проверяется их коренное сходство, выступает общечеловеческая, коллективная ценность жизни того и другого. И вот тут-то выясняется, что она, эта ценность, практически равна нулю ни тот, ни другой ничего не оставили людям. Именно в этом смысл строк, обращенных к Анакреону:

 

Ты век в забавах жил и взял свое с собой, Его угрюмством в Рим не возвращен покой.

 

Закономерный вопрос: а как же быть с упрямой славной с пренебрежением жизни к республики успеху

Ломоносов действительно ценил в самом себе упряжку о благородной упряжке он говорил в письме к Теплову. Он действительно отмечает это упорство и в Катине. Не столько оценивает, сколько именно отмечает. Упряма славная и благородная упряма это не одно и то же. Эпитет благородная не нуждается в разъяснениях. Славная же, исходя из Ломоносовского словоупотребления, означает в данном случае знаменитая, прославленная здесь никак нельзя дать себя увлечь омонимическими сочетаниями типа славный человек, славная погода и т. п. .

Кроме того, в строке об упряжке Катана очень важным является слово судьбина. Это не просто судьба, удел, доля. Это злая судьба, дурная судьба. Вспомним Письмо о пользе Стекла, картину извержения Этны:

 

Из ней разменная река текла в пучину,

И свет, отчаюсь, мнил, что зрит свою судьбину

Но ужасу тому последовал конец. . .

 

Отсюда видно, что судьбина у Ломоносова это один из ужасных ликов смерти. Причем в случае с Катонном Ломоносов сознательно нацелен на отыскание причин его судьбины, не вовне, а в нем самом. Выступая против мечтаний Анакреона, Катан произносит роковые слова:

 

Однако я за Рим, за вольность твердо стану,

Мечтаниями я такими не смущусь

И сим от Кесаря кинжалом освобожусь. . .

 

Опять ирония, да еще какая Мыслям Анакреона о том, что перед лицом рока должно больше веселиться, Катан противопоставляет свою заботу, ревность о Риме, о вольности, но в решающую минуту он предает и Рим и вольность его, и свобода покупается Катонном только для себя. Ломоносов приходит к выводу, что, в сущности, не Цезарь является главным врагом Катана. У неистового республиканца был более тиранический противник:

 

Нижем он сам себе был смертный супостат.

 

Ломоносов, не меньше Катана радевший о благе общества, имел право на такое заявление. Именно потому, что его радение в корне отличалось от Катонова. Ведь у Катана, по существу, вовсе даже и не любовь к Риму, а ревность. Рим ушел с Цезарем, а не с ним: не в силах перенести измены, он и закалывается, и тут упрек с. его стороны не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика