lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 403


то, что был редким эрудитом, и жажда познания сжигала его, как он сам признавался.

Но ведь многочисленные Ломоносовы из Ломоносовского университета не
Московского университета, а того, о котором говорил А. С. Пушкин произошли не только
в верхних этажах нации. Ведь и в так называемой низовой национальной культуре
Ломоносовский пласт не истощился со временем. Русская литература чутко отразила это.
Некрасовские мужики уходят из дома от баб и малых ребят скитаться по Руси до тех пор,
пока не ответят на вопрос, который поразил их посреди их каждодневных дел, ибо до тех
самых пор они-то себя знают не будет им покоя. Лесковский Косой Левша тоже на свой
манер Ломоносов, но не только потому, что гений в своем деле если бы только это было в
нем интересно, то его надо было бы уподобить самородкам инструментального
художества И. И. Беляеву или Ф. Н. Кирютину, а потому, что перед смертью просит
передать царю, чтобы в армии перестали ружья кирпичом чистить, ибо, в отличие от
английских ружей, не дай Бог войны, наши стрелять не годятся. Вот где истинно
Ломоносовская черта Забытый всеми когда в нем отпала нужда, умирая, он держит в голове
и в сердце заботу о судьбе всего громадного государства: чем не Ломоносовский план беседы
с Екатериной А ведь потом будут платоновский машинист Мальцев, умеющий в
прекрасном и яростном мире в одном взгляде вместить воробья на откосе и молнию в небе
которая его ослепляет, будут крестьяне, живущие впроголодь на родине электричества и
мечтающие о всечеловеческом счастье А Дукшинские чудики Окружающие о них судят,
как великий князь Павел Петрович о Ломоносове Но и им подобно героям Н. А. Некрасова,
Н С Лескова А П. Платонова не будет покоя пока они не решат свои вопросы впрочем
касающиеся опять-таки других людей и насмешников тоже государства человечества И
они решают- шофер обмеривает заброшенный храм чтобы поделиться секретом золотого
сечения с современниками- слесарь дискутирует о вере со священником- другой покупает
микроскоп чтобы утолить свою любознательность а заодно и проверить правду ли говорит
наука; третий сочиняет конституцию для всей страны. . .

После Петра I русский универсализм необходимо должен был вобрать в себя государственное качество. Если XIV век в европейской истории был за Италией, XV-XVI века за Испанией и Португалией, XVI-XVII века за Англией, Францией и Голландией, то в XVIII веке восходит звезда России. Вся Западная Европа взбудоражена этим восхождением. Сначала глухая настороженность и опаска, потом приглядывание, а потом европейцы потянулись в Россию. Оказавшись в огромной и чуждой стране, где все было разрушено и переворочено, они должны были четко уяснить для себя, на чем они собираются строить выгоду, ради которой приехали, на каких делах способствующих дальнейшему разрушению либо воссозданию из разрозненных частей новой России. Собственно, тот же вопрос стоял и перед русскими. От ответа па него зависело, чего стоит каждый человек в отдельности.

Вот в какую пору свершался Ломоносовский уход из отчего дома: Отрок оставь рыбака. Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы. Ломоносов стал живым отрицанием разрушительных культурных последствий петровских реформ и оправданием всего плодотворного, что они в себе потенциально содержали. Поставив Ломоносова между Петром I и Екатериной II, А. С. Пушкин тем самым утверждал, что ни среди царей, ни среди государственных деятелей, а уж тем более писателей не было в ту пору человека, который бы имел столь же глубокое и ответственное понятие о судьбах страны и народа. Ломоносов напомнил подданным об их обязанностях перед властью, а власти перед каждым человеком. Будучи крупнейшим государственным умом эпохи, Ломоносов одним из первых увидел в бюрократии, которая стала неизбежным привеском петровских реформ, страшную античеловеческую, антигосударственную и антикультурную силу. Всякий, кто умножал эту силу или даже просто подчинялся ей будь то иностранец или соотечественник неважно, становился личным врагом Ломоносова. . .

Сын своего столетия, глубоко проникший в его противоречивую сущность, свидетель и участник коренного переворота в русских умах, гений созидательный, нацеленный на

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика