letopis

 

Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В.
Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 
стр. 3


привлекло внимание таких деятелей русской общественной мысли, науки, литературы и искусства, как Г. Р. Державин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. С. Пушки н, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, К. Н. Батюшков, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Менделеев, Г. В. Плеханов, К. А. Тимирязев и многие другие.

В течение этих лет десять раз издавалось Собрание сочинений Ломоносова и сотни раз в различных изданиях публиковались отдельные его произведения. 2

4

Большой вклад в изучение жизни и творческого наследия Ломоносова внесла Академия наук. Ученые Академии написали лучшие в дореволюционной Ломоносовской литературе исследования, посвященные его жизни и трудам. Когда отмечалось столетие со дня смерти Ломоносова в 1865 г. 3 и двухсотлетие со дня рождения в 1911 г. 4, появилось много академических изданий о Ломоносове.

Достоинством большинства этих работ было обилие в них фактического материала о жизни и творчестве ученого. Многие документы были впервые извлечены авторами из различных государственных и частных архивов.

Недостатком этих работ являлось отсутствие критической оценки сообщаемых фактов. Наряду с достоверными имелись факты, неверно освещавшие жизнь и творчество Ломоносова, исходившие от врагов ученого, как он их называл сам, недоброхотов наук российских, с которыми он на протяжении всей своей жизни вел непримиримую борьбу Только этим некритическим подходом многих дореволюционных исследователей творчества Ломоносова и можно объяснить, например, то обстоятельство, что в их работах почти всегда его научное творчество замалчивалось, а поэтическое чрезмерно преувеличивалось, причем излагалось неправильно.

5

Большинство поэтических произведений Ломоносова, как известно, составляли так называемые похвальные оды, которые он посвящал императрице Елизавете Петровне. Внешне как бы продолжавшие установившуюся в дворянской поэзии еще задолго до Ломоносова традицию придворного панегирика, в действительности эти оды были посвящены восхвалению великой и необъятной матери-родины с ее трудолюбивым, смелым и мужественным народом. Во многих из своих од он также страстно славил науку и просвещение и их преобразующую роль в жизни русского народа. Точно такой же характер носили те многочисленные надписи к иллюминациям Ломоносова, которыми он вынужден был заниматься в первые годы своего пребывания в Петербургской Академии наук.

Не замечая главного содержания Ломоносовской поэзии, а сосредоточивая внимание лишь на ее форме, дореволюционные исследователи, хотели они того или нет, представляли его как поэта, воспевавшего монархов, тогда как в действительности он таковым никогда не был.

Ошибочные суждения имелись и о других сторонах творчества Ломоносова.

Много ценных замечаний о творчестве Ломоносова принадлежит Г. Р. Державину, Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву, Н. М. Карамзину, А. С. Пушкину, В. Г. Белинскому и другим деятелям русской науки и искусства.

Новый этап в изучении жизни и творчества Ломоносова наступил в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские историографы, вооруженные марксистским материалистическим методом, сумели восстановить подлинный облик Ломоносова как выдающегося естествоиспытателя, основоположника материалистической философии в России, страстного борца за развитие отечественной науки, культуры и просвещения. Учитывая пробел, который имелся в прошлом в изучении творчества Ломоносова как естествоиспытателя, советские историки науки обратили свое

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика