letopis

 

Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В.
Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 
стр. 3


привлекло внимание таких деятелей русской общественной мысли, науки, литературы и искусства, как Г. Р. Державин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. С. Пушки н, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, К. Н. Батюшков, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Менделеев, Г. В. Плеханов, К. А. Тимирязев и многие другие.

В течение этих лет десять раз издавалось Собрание сочинений Ломоносова и сотни раз в различных изданиях публиковались отдельные его произведения. 2

4

Большой вклад в изучение жизни и творческого наследия Ломоносова внесла Академия наук. Ученые Академии написали лучшие в дореволюционной Ломоносовской литературе исследования, посвященные его жизни и трудам. Когда отмечалось столетие со дня смерти Ломоносова в 1865 г. 3 и двухсотлетие со дня рождения в 1911 г. 4, появилось много академических изданий о Ломоносове.

Достоинством большинства этих работ было обилие в них фактического материала о жизни и творчестве ученого. Многие документы были впервые извлечены авторами из различных государственных и частных архивов.

Недостатком этих работ являлось отсутствие критической оценки сообщаемых фактов. Наряду с достоверными имелись факты, неверно освещавшие жизнь и творчество Ломоносова, исходившие от врагов ученого, как он их называл сам, недоброхотов наук российских, с которыми он на протяжении всей своей жизни вел непримиримую борьбу Только этим некритическим подходом многих дореволюционных исследователей творчества Ломоносова и можно объяснить, например, то обстоятельство, что в их работах почти всегда его научное творчество замалчивалось, а поэтическое чрезмерно преувеличивалось, причем излагалось неправильно.

5

Большинство поэтических произведений Ломоносова, как известно, составляли так называемые похвальные оды, которые он посвящал императрице Елизавете Петровне. Внешне как бы продолжавшие установившуюся в дворянской поэзии еще задолго до Ломоносова традицию придворного панегирика, в действительности эти оды были посвящены восхвалению великой и необъятной матери-родины с ее трудолюбивым, смелым и мужественным народом. Во многих из своих од он также страстно славил науку и просвещение и их преобразующую роль в жизни русского народа. Точно такой же характер носили те многочисленные надписи к иллюминациям Ломоносова, которыми он вынужден был заниматься в первые годы своего пребывания в Петербургской Академии наук.

Не замечая главного содержания Ломоносовской поэзии, а сосредоточивая внимание лишь на ее форме, дореволюционные исследователи, хотели они того или нет, представляли его как поэта, воспевавшего монархов, тогда как в действительности он таковым никогда не был.

Ошибочные суждения имелись и о других сторонах творчества Ломоносова.

Много ценных замечаний о творчестве Ломоносова принадлежит Г. Р. Державину, Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву, Н. М. Карамзину, А. С. Пушкину, В. Г. Белинскому и другим деятелям русской науки и искусства.

Новый этап в изучении жизни и творчества Ломоносова наступил в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские историографы, вооруженные марксистским материалистическим методом, сумели восстановить подлинный облик Ломоносова как выдающегося естествоиспытателя, основоположника материалистической философии в России, страстного борца за развитие отечественной науки, культуры и просвещения. Учитывая пробел, который имелся в прошлом в изучении творчества Ломоносова как естествоиспытателя, советские историки науки обратили свое

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Спектакль «Горбачев» с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым станет сериалом
К работе над сериалом "Горбачев" приступили студия "Третий Рим" и онлайн-кинотеатр IVI originals. В основе 20-серийной драмы – одноименный спектакль Театра Наций с Евгением Мироновым в роли первого президента СССР, и Чулпан Хаматовой в роли его супруги Раисы Максимовны.
Режиссер Адасинский прекратил сотрудничество с МХАТом после участия Бузовой в постановке
Адасинский ставил во МХАТе мюзикл "Золото". Однако в день премьеры спектакля "Чудесный грузин" с Ольгой Бузовой он принял решение прекратить сотрудничество с театром. В своем открытом письме к театру он объяснил причины такого решения.
Путин в День России посетил выставку, посвященную 800-летию Александра Невского
Президент России Владимир Путин в субботу, в День России, посетил Новую Третьяковку на Крымском валу в Москве. Кадры мероприятия распространила фотослужба ТАСС.
Фильм-победитель Берлинале режиссера Раду Жуде не получил прокатное удостоверение в России
Фильм получил "Золотого медведя" Берлинале в 2021 году. Румынский режиссер Раду Жуде становится лауреатом Берлинского кинофестиваля не в первый раз: в 2015 году он получил "Серебряного медведя" за режиссуру фильма "Браво!".
Третья часть «Заклятия» признана худшим фильмом 2021 года по версии зрителей
Третья часть популярной хоррор-франшизы «Заклятие-3» про семью, исследовавшую паранормальные явления, разочаровал фанатов серии. Два предыдущих фильма имели ошеломительный успех у зрителей. Историю про супругов Эда и Лоррейн Уорренов считали одной из самых страшных в кинематографе.
Негативные оценки сериала «Анна Болейн» с темнокожей актрисой обнулили на сайте IMDb
Официальные представители сайта никак не прокомментировали ситуацию, оставив пользователей строить теории. Вероятно, половина негативных оценок была удалена, как «ненадёжные» отзывы. Напомним, что в центре сюжета мини-сериала «Анна Болейн» - вторая жена Генриха VIII Тюдора, короля Англии.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика