letopis

 

Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В.
Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 
стр. 20


бедности ее книжных фондов учителя и ученики испрашивали позволения пользоваться книгами синодальной и типографской библиотек. В начале 1732 г в библиотеку Академии было передано 385 книг из книжного собрания епископа Гавриила Бужинского после его смерти 27 апреля 1731 г. Академическая биография, стр. VIVII; Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. XI, СПб. , 1903, столб. 725, 832851; Смирнов, стр. 100101; Воскресенский, 64, 70; В. П. Зубов. Ломоносов и Славяно-греко-латинская академия. Труды Института истории естествознания и техники АН СССР, т. I, М. , 1954, стр. 152; Морозов, стр. 435437, 441

442, 480484.

25Точная сумма денег неизвестна.

26Каждый день в синтаксеме было 5 часов уроков. Все ученики в классе должны были говорить по-
латыни. Знания учеников проверялись сперва аудиторами, выбранными из наиболее прилежных учеников, а потом
учителем; по субботам происходили генеральные репетиции, и ленивые ученики подвергались наказанию
Смирнов, стр. 115, 182; Воскресенский, стр. 15.

27Кроме изучения теоретических основ стихосложения, ученики этого класса выполняли также практические
упражнения в поэзии на темы, взятые из произведений древних классических писателей, или на псалмы. По-
видимому, к этому времени относится и первое из известных нам ученических стихотворений Л. Стихи на
туесок Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 303; Смирнов, стр. 113, 184; СПС, т. 8, стр. 7, 864.

Сноски к стр. 26

28 Clavis poetica Rossiacae juventuti januam vivos ad Parnassi fontes duplici methodo: una ligatae, altera solutae orationis aperiens Avgustissima Imperante Anna non ferreo Vulcani malleo, sed cerebellea Theodori Kwietnitscii, incude Mosqvensi in Academia excusa. Annus in axe rotam Christi volvebat amandi 1732. Clara Novembris erat septima lux decima 17 Ключ поэтики, открывающий российскому юношеству двери к живым источникам Парнаса двумя путями: одним к стихотворной, другим к прозаической речи, в царствование августейшей Анны выкованный не железным молотом Вулкана, а на наковальне разума Федором Кветницким в Московской Академии. 1732 г. , ноября 17.

 

 

1733

 

Встретился с вновь посетившим Москву по торговым делам куростровцем Пятуниным см. 1732 и взял у него заимообразно денег.

 

Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 300.

 

Июля 1. Начал сдавать экзамены за первый средний класс пиитику.

 

Воскресенский, стр. 15; Смирнов, стр. 184.

 

Июля 15. После экзаменов переведен во второй средний класс риторику.

 

Смирнов, стр. 184.

Июля, после 15. Начал заниматься у преподавателя Райского во втором среднем классе, где основным учебным предметом была риторика. 29

ГАДА, ф. Заиконоспасского монастыря, 2, л. 133133 об. ; Воскресенский, стр. 37, 5960; Смирнов, стр. 199.

Сноски

29 Сохранился записанный Л. текст лекций по риторике, читавшихся на латинском языке: Artis Rhetoricae praecepta tres in libros divisa atque ad instruendum oratorem selectioribus Eloquentiae fundamentis ad elegantiam styli in omni genere dicendi tradita Moscoviae. Ex anno 1733 in annum 1734, Octobris 17 Наставления по ораторскому искусству, разделенные на 3 книги и для обучения оратора избранным основам красноречия к изяществу стиля в разного рода риторике преподанные в Москве с 1733 по 1734 г. , 17 октября находится в Рукописном отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Ученики класса риторики должны были писать стихотворные упражнения на латинском и славянском языках и сочинения, а также участвовать в риторических диспутах и произносить приветственные речи. Классные занятия продолжались 4 часа в день Смирнов, стр. 110, 172, 184, 186.


Сноски к стр. 26

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика