letopis

 

Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Ченакал В.Л., Андреева Г.А., Павлова Г.Е., Соколова Н.В.
Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова 
стр. 24


Декабря 10. Получил в Московской сенатской конторе указ Сената об отправлении его вместе с 11 учениками в Петербург и расписался в этом.

 

ГАДА, ф. 254 Московская сенатская контора, кн. 7749, л. 438 об.

 

Декабря 23. Вместе с другими 11 учениками Славяно-греко-латинской академии в сопровождении служителя Чудова монастыря Василия Попова выехал из Москвы в Петербург, в Академию наук. 36

Материалы, т. II, стр. 841; т. III, стр. 12.

Сноски

Сноски к стр. 28

32Т. е. в один из районов Карелии.

Сноски к стр. 29

33Класс философии включал три курса: логику, физику и метафизику. Лекции читались 3 часа в день.
Один раз в неделю устраивались публичные собрания с приглашением учеников других школ. На этих собраниях
ученики философского класса произносили наизусть русские и латинские речи и проповеди. Философские уроки
основывались на учении Аристотеля Пекарский, т. II, стр. 287; Смирнов, стр. 159, 182183.

Впоследствии Л. писал об Аристотеле: Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других философа, но тем не без сожаления удивляюсь, которые про смертного человека думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погребения, что было главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней много зависят. Чрез сие отнято было благородное рвение, чтобы в науках упражняющиеся, один перед другим старались о новых и полезных изобретениях СПС, т. I, стр. 423.

34Основанная при Петербургской Академии наук в первые годы ее существования, гимназия очень долго
испытывала недостаток в гимназистах и студентах, а особенно русских по происхождению. Вступивший 11 ноября
1734 г. в должность президента Академии наук барон Иоганн-Альбрехт Корф, желая улучшить подготовку
будущих русских ученых, 16 апреля 1735 г. обратился в Сенат с просьбой прислать в Академию наук из
Шляхетного корпуса 30 человек шляхетных юношей доброго нрава и довольная надежды для обучения их в
семинарии при Академии наук. Таких юношей в Шляхетном корпусе не оказалось. Тогда Корф 13 мая 1735 г.
предложил Сенату приказать из монастырей, гимназий и школ в здешнем государстве, двадцать человек, чрез
означенных к тому от Академии людей выбрать, которые столько научились, чтоб они с нынешнего времени у
профессоров сея Академии лекции слушать и в вышних науках с пользою происходить могли.

В ответ на это предложение Сенат 13 октября 1735 г. издал указ, которым предписывалось из учеников, кои есть в Москве, в Спасском училищном монастыре, выбрать в науках достойных двадцать человек, и о свидетельстве их наук подписаться ректору и учителям, и выехать в Санкт-Петербург, в Академию наук, дав им ямские подводы и на них прогонные деньги по указу, и в дорогу им на корм по рассмотрению. Этот указ Сената стал известен ученикам Славяно-греко-латинской академии между 15 октября и 24 ноября 1735 г. Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, 791, л. 322322 об. ; оп. 2, 34, л. 3 об. ; Материалы, т. II, 700704, 724725, 805; Записки им. Академия наук, т. XII, СПб. , 1867, приложение 5, стр. 5762, 8586; ИСЗ, 6816.

35В Академической биографии стр. VII говорится, что, узнав о возможности обучаться в Академии наук,
Л. возрадовался давно желанному случаю и неотступно просил архимандрита, чтоб его туда послал.

36Вспоминая впоследствии годы своего обучения в Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов писал:
Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в
тогдашние лета почти непреодоленную сели имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея,
говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство по тамошнему состоянию, которое он для меня
кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея
один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку
квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной
стороны, пишут, что, зная моего отца достатка, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые
и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают:
смотри-де, какой болтан лет в двадцать пришел Литине учиться СПС, т. 10, стр. 479.


1736


Января 1. Прибыл в Петербург и вместе с 11 учениками Славяно-греко-латинской академии был представлен в Канцелярию Академии наук Шумахеру.


Сноски к стр. 30

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика