Декабря
10. Получил в Московской сенатской
конторе указ Сената об отправлении его вместе с 11 учениками в Петербург и
расписался в этом.
ГАДА, ф. 254 Московская
сенатская контора, кн. 7749, л. 438 об.
Декабря 23. Вместе
с другими 11 учениками Славяно-греко-латинской
академии в сопровождении служителя Чудова монастыря Василия Попова выехал из
Москвы в Петербург, в Академию наук. 36
Материалы, т. II, стр. 841;
т. III, стр. 12.
Сноски
Сноски к стр. 28
32Т. е. в один из районов
Карелии.
Сноски к стр. 29
33Класс философии включал три курса:
логику, физику и метафизику. Лекции читались 3 часа в день.
Один раз в неделю устраивались публичные собрания с приглашением учеников
других школ. На этих собраниях
ученики философского класса произносили наизусть русские и латинские речи и
проповеди. Философские уроки
основывались на учении Аристотеля
Пекарский, т. II, стр. 287; Смирнов, стр.
159, 182183.
Впоследствии Л. писал об
Аристотеле: Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других
философа, но тем не без сожаления удивляюсь, которые про смертного человека
думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погребения, что было
главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней
много зависят. Чрез сие отнято было благородное рвение, чтобы в науках
упражняющиеся, один перед другим старались о новых и полезных изобретениях СПС,
т. I, стр. 423.
34Основанная при Петербургской Академии
наук в первые годы ее существования, гимназия очень долго
испытывала недостаток в гимназистах и студентах, а особенно русских по
происхождению. Вступивший 11 ноября
1734 г. в должность президента Академии наук барон Иоганн-Альбрехт Корф, желая
улучшить подготовку
будущих русских ученых, 16 апреля 1735 г. обратился в Сенат с просьбой
прислать в Академию наук из
Шляхетного корпуса 30 человек шляхетных юношей доброго нрава и довольная
надежды для обучения их в
семинарии при Академии наук. Таких юношей в Шляхетном корпусе не
оказалось. Тогда
Корф 13 мая 1735 г.
предложил Сенату приказать из монастырей, гимназий и школ в здешнем
государстве, двадцать человек, чрез
означенных к тому от Академии людей выбрать, которые столько научились, чтоб
они с нынешнего времени у
профессоров сея Академии лекции слушать и в вышних науках с пользою происходить
могли.
В ответ на это предложение
Сенат 13 октября 1735 г. издал указ, которым предписывалось из учеников, кои
есть в Москве, в Спасском училищном монастыре, выбрать в науках достойных
двадцать человек, и о свидетельстве их наук подписаться ректору и учителям, и
выехать в Санкт-Петербург, в Академию наук, дав им ямские подводы и на них
прогонные деньги по указу, и в дорогу им на корм по рассмотрению. Этот указ
Сената стал известен ученикам Славяно-греко-латинской академии между 15 октября
и 24 ноября 1735 г. Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, 791, л. 322322 об.
; оп.
2, 34, л. 3 об. ; Материалы, т. II, 700704, 724725, 805; Записки им.
Академия наук, т. XII, СПб. , 1867, приложение
5, стр. 5762, 8586; ИСЗ,
6816.
35В Академической биографии стр. VII
говорится, что, узнав о возможности обучаться в Академии наук,
Л. возрадовался давно желанному случаю и неотступно просил архимандрита, чтоб
его туда послал.
36Вспоминая впоследствии годы своего
обучения в Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов писал:
Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук
пресильные стремления, которые в
тогдашние лета почти непреодоленную сели имели. С одной
стороны, отец, никогда
детей кроме меня не имея,
говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство по
тамошнему состоянию, которое он для меня
кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой
стороны, несказанная бедность: имея
один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше
как на денежку хлеба и на денежку
квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять
лет и наук не оставил. С одной
стороны, пишут, что, зная моего отца достатка, хорошие тамошние люди
дочерей своих за меня выдадут, которые
и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята,
кричат и перстами указывают:
смотри-де, какой болтан лет в двадцать пришел Литине учиться
СПС, т. 10, стр.
479.
Января
1. Прибыл в Петербург и вместе
с 11 учениками Славяно-греко-латинской академии был представлен в Канцелярию
Академии наук Шумахеру.
Сноски к
стр. 30