будут вовсе лишены силы
инерции, что противоречит общему свойству тел; итак, очевидно, что каждая
физическая частица наделена силой инерции. Это — второе. Затем, если целое
может
двигаться, то могут двигаться также и его части; но чувствительные тела
могут двигаться; следовательно, и части их, т. е. физические
частицы, способны
двигаться. Это
— третье. И
наконец, так как ничто не происходит без достаточного основания к тому, чтобы
оно скорее было, чем не было, то должно существовать достаточное основание, в
силу которого физические частицы двигались бы. При отсутствии его физические
частицы не могут двигаться; следовательно, физические частицы могут
находиться в покое. Это — четвертое.
Примечание. Здесь не ставится
вопрос, покоятся ли физические частицы
в действительности, а только, — могут ли они быть в состоянии покоя.
§ Н
Итак, раз
физические частицы,
даже нечувствительные, протяженны (§ 9), несопроницаемы, обладают силой
инерции, способны двигаться и находиться в покое (§ 10), то, следовательно,
они суть тела (§ 1), и потому все, зависящее от общих их качеств, можно
объяснить по законам механики (§ 4).
§ 12а
а
Весь текст этою параграфа
написан на полях против §§ 10, 11 и 13. Номер § 13 выставлен вместо прежнею
зачеркнутого 14, и соответственно так же исправлены номера последующих
параграфов до 19 включительно. Начало § зачеркнуто: Физические части тел
суть реально
разделяются, следовательно являются телами, подверженными изменениям, о
чем свидетельствует и их непрерывная изменчивость.
|
Всякое изменение
в теле может
произойти только в тех случаях, если к нему прибавить части или отнять их от
него, или переставить их, или изменить их движение. А так как части, которые
прибавляют или отнимают, или переставляют, или заставляют двигаться по-иному,
действительно можно разделить, то они являются физическими (§7)
и, следова