или
элементарный огонь, вышедший
из солнца, сгущается в фокусе [зеркала] и этим усиливается жар и свет. Легко
видеть, что здесь предполагается, будто материя света распространяется от
солнца, как река из источника. Но эта гипотеза очень похожа на то, как если
бы мы стали утверждать, что воздух от звучащего тела распространяется во все
стороны со скоростью, равной скорости звука. Очевидно, при этом смешивают
эфир и лучи, которые друг от друга отличаются так же, как различаются друг от
друга движение и материя. И ясно, что следует отбросить уплотнение огненной
материи в фокусе зеркала и заменить его сгущением теплотворного движения. По-
моему,
утверждающий, что в фокусе зажигательного стекла или зеркала сгущается
материя эфира, не иначе мыслит, как если бы говорил, что в фокусе
элиптического свода не звуковые лучи собираются, но сжимается самая материя
воздуха. Что солнечный фокус весьма горяч не вследствие большей плотности
эфирной материи, но вследствие ее теплотворного движения, достаточно
доказывает фокус солнечных лучей, отраженных от луны. Так как он весьма ярок,
то должен был бы быть и весьма горячим, если бы он сам и теплота происходили
от уплотнения эфирной материи. Но теплоты в нем нет; итак, пусть светящийся
фокус производится или уплотнением эфирной материи, или сгущением ее движения.
Исключить уплотнение материи — значит итти против условия, отклонить
сгущение
движения — значит признать, что огненная материя может быть и холодной, т. е.
что огонь — не огонь. Кто рассмотрит это без предвзятости, конечно
согласится с нами, что никак нельзя доказать существование теплотворной
материи
возникновением жара в фокусе зажигательного прибора.
§ 33
Смешением
поваренной соли со снегом или толченым льдом физики получают
материю, называемую
по производимому ею действию холодильной, так как вода, поставленная 4*