по внешности
кажется находящимся в
покое, однако одни тела, придвинутые к нему, оно плавит, другие превращает
в пар и таким образом, приводя их нечувствительные частицы в
движение, показывает,
что и в нем имеется движение какой-то материи. Ведь нельзя отрицать
существование движения там, где оно не воспринимается зрением: кто, в самом
деле, будет отрицать, что когда через лес проносится сильный ветер, то
листья и ветки деревьев колышатся, хотя при рассматривании издали и не видно
движения. И точно так же, как здесь вследствие расстояния, так и в теплых
телах вследствие малости частиц движение ускользает от взора: в обоих случаях
угол зрения становится столь острым, что ни самих предметов, расположенных
под этим углом, ни их движения нельзя увидеть. Но так как мы считаем, что
никто— разве что он приверженец скрытых качеств —не будет приписывать теплоту,
источник стольких изменений, какой-то бездеятельной и лишенной всякого
движения материи, то мы находим излишним долее задерживаться на этом.
§ з
А так как при движении
тончайших частиц материи нельзя воспринять никакого доступного чувствам
движения (§ 2), то следовательно достаточное основание для теплоты заключается
во внутреннем движении материи. *
§ 4
Материя в телах бывает двоякого
рода, а именно собственная и посторонняя: первая образует самые тела, а
вторая
заполняет мельчайшие промежутки, свободные от собственной
материи. Спрашивается,
какая из них, будучи приведена в движение, порождает теплоту. Чтобы
ответить на этот
*
Под внутренним движением мы понимаем такое, при котором ощутимое
тело в целом остается на месте, а его нечувствительные частицы
находятся в движении. 5*