§ б
Внутреннее движение мы
представляем себе происходящим в трех формах: 1) если частицы тела переходят из
одного места в другое; или, 2) оставаясь в одном
месте, вращаются; или, наконец,
3) непрерывно колеблются взад и вперед на ничтожном пространстве, в
нечувствительные промежутки времени. Первому виду внутреннего движения уместно
дать название поступательного, второму вращательного, третьему колебательного
движения. А так как теплота, поскольку она является теплотой, есть единое и
всегда одинаковое явление природы, она должна иметь единую и всегда одинаковую
ближайшую причину * и следовательно не может происходить от совершенно
различных движений. Теперь, следовательно, надо рассмотреть, какому же
именно внутреннему движению должно быть приписано [явление] теплоты.
§ 7
. Чтобы это выяснить, надо
принять за основу: 1) что не может быть причиной теплоты то внутреннее движение,
относительно которого будет показано, что оно может вовсе отсутствовать в
некоторых горячих телах; 2) что не является причиной теплоты и то внутреннее
движение, которое имеется у тела менее горячего, чем другое тело, лишенное
этого движения. А так как существует три вида внутреннего движения тел и надо
приписать появление теплоты одному из них (§ 6, 7), то, если мы исключим два
вида, необходимо
* Не должно допускать излишних
причин явлений природы помимо тех, которые и соответствуют действительности и
достаточны для объяснения этих явлений. Поэтому однородные явления происходят
от одних и тех же причин, как, например, дыхание человека и
животного, падение
камней в Европе и в Америке, свет от кухонного огня и от солнца, отражение
света на земле и на планетах, как говорит знаменитый Ньютон, Математические
начала натуральной философии, кн. 3, стр. 357.