муж, они
достаточно известны, однако
считаю необходимым ради связности [изложения] привести здесь некоторые из них.
Прежде всего, если в телах существует чистая сила притяжения, то
необходимо допустить, что она прирождена им для производства движения. Но
всем известно, что движение тел производится и толчком. Окажется
следовательно, что для вызывания одного и того же следствия в природе
существуют две причины, и притом противоположные одна другой: ибо что может
быть более противоположным чистому притяжению, чем простой толчок? Но никто не
станет отрицать, что противоположные причины должны производить
противоположные следствия. (Пусть не приводят против этого примеров,
кажущихся противоречащими, напр. , что живые существа умерщвляются
одинаково жаром и холодом. Ибо я здесь подразумеваю не отдаленные
причины, которых
может быть множество, а ближайшую причину, которая для каждого следствия
должна быть единственной, как, например, для смерти прекращение
кровообращения). Поэтому если чистое притяжение производит в телах движение,
то толчок окажется причиной покоя; но это ложно, так как в действительности
толчок возбуждает в телах движение; значит притяжение не возбуждает
движения, т. е. вовсе не существует. Наконец, предположим, что в телах
существует сила чистого притяжения: тогда тело А притягивает тело
В, т. е. движет его без
какого-либо толчка. Значит не нужно, чтобы тело А ударилось в тело В, а
следовательно нет необходимости
и в том, чтобы оно двигалось по направлению к нему; а так как остальные
движения его в каком бы то ни было другом направлении не могут иметь никакого
значения для приведения в движение тела В, то отсюда следует, что тело
А, находясь в абсолютном покое, движет
тело В. Последнее же будет двигаться по
направлению к телу А, то есть к нему прибавится нечто новое, а именно
движение к телу А, которого
в нем ранее не было. Но все встречающиеся в природе изменения
происходят так, что если к чему-либо